18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни».  Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори
Эрнст Неизвестный. «Древо жизни».
Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори

Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана

Скульптура Эрнста Неизвестного «Древо жизни», с 2004 года стоявшая в вестибюле пешеходного моста «Багратион», была демонтирована во время разборки помещения и реконструкции моста в мае — июле этого года. Планируется, что в будущем мост на уровне первых этажей будет соединен со строящимся в Москва-Сити новым зданием — штаб-квартирой объединенной компании Wildberries и Russ (РВБ), которая станет самым высоким бизнес-центром в Москве (почти 400 м).

«Скульптура Эрнста Неизвестного „Древо жизни“ находится в управлении ГБУ „Автомобильные дороги ЦАО“. При проведении реконструкции моста „Багратион“ префектура Центрального округа приняла решение о передаче этого произведения МГТУ им. Н.Э.Баумана для установки в сквере нового кампуса университета. В МГТУ им. Баумана подтвердили намерение разместить скульптуру. Структуры Правительства Москвы по согласованию с вдовой скульптора Анной Грэм-Неизвестной и главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым провели силами экспертов демонтаж конструкции для последующей установки на территории Бауманки», — рассказали нам в пресс-службе Объединенной компании Wildberries & Russ.

Тихое «исчезновение» скульптуры без каких-либо публичных пояснений о ее судьбе вызвало беспокойство у искусствоведов и знатоков творчества скульптора. «Древо жизни» особенно важно в наследии Эрнста Неизвестного — его идею он вынашивал почти полвека, с 1956 года, и считал своим знаковым произведением. Одна из неосуществленных версий этого проекта задумывалась им как 150-метровая скульптура посреди Арбата, другую он планировал поставить перед нью-йоркской штаб-квартирой ООН. Свой музей, открывшийся в 1989 году в Швеции, он также назвал «Древо жизни» и выставил там много его эскизов. В итоге воплощенным оказался лишь московский проект: Неизвестный подарил скульптуру городу.

На запрос нашего издания о судьбе скульптуры в пресс-службе МГТУ им. Н.Э.Баумана ответили: «В настоящее время скульптура законсервирована и перемещена в связи со строительными работами по возведению здания на месте вестибюля. На данный момент университет совместно с Москвой прорабатывает вопрос возможности размещения ее на нашей территории таким образом, чтобы композиция оставалась в свободном доступе для горожан. Предварительно в качестве места установки рассматривается сквер корпуса Квантум Парк, который является точкой пересечения студенческой и городской жизни».

Также мы обратились за комментарием к Вячеславу Ершову, исполнительному директору и куратору Prometheus Art Foundation — фонда, выпустившего в 2024 году русский перевод книги «Кентавр: жизнь и творчество Эрнста Неизвестного» Альберта Леонга, одного из немногих учреждений, сегодня системно занимающихся наследием скульптора: «Нас тоже волновала сохранность этого памятника, по этому вопросу мне звонила и вдова скульптора Анна Грэм. Я лично выезжал на мост во время демонтажа. Сквер у Бауманки — не идеальное место, хотя хорошо, что оно нашлось. Ведь надо помнить, что итоговая скульптура делалась Неизвестным специально для застекленного пространства „Багратиона“, он, можно сказать, подгонял, подстраивал „Древо жизни“ под эту локацию. Так что произойдет некая потеря художественного замысла. Впрочем, и место на мосту было не идеальным, а уступкой, иного в столице тогда не нашлось».

По словам Ершова, существует еще один нюанс, который нельзя забыть при будущей переустановке «Древа жизни»: поскольку скульптура всегда стояла в застекленном пространстве, при переносе ее под открытое небо следует вспомнить о подготовке материала к воздействию погодных условий. «Конечно, с бронзой ничего серьезного случиться не должно, — говорит Ершов, — однако обезопасить материал специальными защитными покрытиями необходимо».

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
3
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+