18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Коллекция Морозова в Самаре: диалоги и взаимные влияния

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В филиале Третьяковской галереи в Самаре показывают своего рода дайджест выставки, прогремевшей в ГМИИ, Эрмитаже и парижском Фонде Louis Vuitton, в уменьшенном масштабе и с новыми кураторскими акцентами

Это третья выставка в недавно открывшемся самарском филиале Государственной Третьяковской галереи, и создается отчетливое ощущение, что музей поставил перед собой сверхзадачу: каждый проект в Самаре не должен уступать предыдущему, каждый должен быть ударным, словно это премьера. На сей раз из Москвы в стены конструктивистского шедевра, фабрики-кухни 1932 года, привезли выставку, осененную именем-оберегом, волшебной фамилией, приносящей экспозициям удачу и аншлаги. Коллекция Ивана Морозова — это беспроигрышная ставка. И весьма правильно, что ее теперь решили показывать регионам — ведь московские музеи выскребли из этой везучей темы братьев-коллекционеров Щукиных и Морозовых уже решительно последние крохи.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самаре показывают своего рода дайджест выставки, прогремевшей в ГМИИ, Эрмитаже и парижском Фонде Louis Vuitton, в уменьшенном масштабе и с новыми кураторскими акцентами. Это 52 работы, причем здесь и русские художники, и французские. Соответственно, экспонаты приехали не только из Третьяковки, но и из Пушкинского и Русского музеев, из Казани, Кирова, Нижнего Новгорода, Саратова и других городов. Представленные иностранные живописцы — первого ряда: Винсент ван Гог, Анри Матисс, Клод Моне, Поль Сезанн и прочие любимые авторы Морозова. Как и в предшествующем столичном проекте, они вступают в диалог с русскими импрессионистами и символистами — от Константина Коровина до Мартироса Сарьяна.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Как прокомментировала нашему изданию куратор выставки Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи, общеизвестно, что Морозов ограничил свою коллекцию преимущественно фигуративным искусством: рамками французского импрессионизма и постимпрессионизма и русской версией импрессионизма и символизма.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Но в последние годы своего собирательства Иван Абрамович обратил внимание на художников-авангардистов объединения „Бубновый валет“, и эта важная сторона его коллекции раскрыта в составе выставки и ее каталоге», — уточнила Юденкова. Также куратор обращает внимание на тот факт, что создатели выставки делают попытку определения более широкого влияния морозовской коллекции на развитие отечественной живописи в 1910–1920-х годах.

Таким образом, экспозиция представляет два круга взаимодействий или взаимовлияний. Первый — современный диалог французского и русского, выстроенный самим коллекционером. А второй — это воздействие коллекции на поколение молодых русских мастеров, приходивших в его особняк и впитывавших впечатления.

Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда» в филиале Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На выставке прочитываются явные диалоги между французами и россиянами, своего рода стилистические, а в чем-то и психологические пары: Моне и Коровин, Поль Синьяк и Николай Мещерин, Анри Кросс и Александр Головин… А общеизвестный тезис истории русского искусства о том, что мы не остались эпигонами иностранцев, а сделали качественный прорыв в авангард, в рамках этой выставки иллюстрируется хрестоматийными шедеврами, вывоз которых из родных музеев — большая редкость. 

Третьяковская галерея в Самаре
«Коллекционер Иван Морозов: от ван Гога до авангарда»
До 28 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+