18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Тотальное сновидение Ольги Чернышевой в «ГЭС-2»

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Персональная выставка Ольги Чернышевой в Доме культуры «ГЭС-2» погружает в сон наяву, где воспоминания несут зрителя сквозь ощущения и эмоции, будто нанизанные на любимый текст художницы

«Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», — повторяет Антон Павлович Чехов в своей повести «Степь», настольной книге Ольги Чернышевой, которая становится лейтмотивом ее выставки «Улица Сна». Выставка начинается как раз с такого воспоминания, явленного в ч/б на лайтбоксе. Перед нами серия фотографий, снятая четверть века назад в подмосковном поселке. На первой — старенький забор с надписью «Улица …сна». Как рассказала Ольга нашему изданию, из надписи «Улица Лесная» выпало несколько букв за ветхостью, и она стала фантасмагорической. На выставке мы можем прогуляться по этой сновидческой улице и увидеть ее глазами Ольги — стороннего наблюдателя, чутко улавливающего движения окружающего мира.

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Вот заборы из кроватных спинок, которые рифмуются с неровно растущими деревьями за ними и, кажется, огораживают ничто. Никаких цветущих садов и грядок за заборчиком «из того, что было» мы не найдем. Забегая вперед, отметим, что заборы зритель еще не раз встретит в этом тотальном сновидении, где, как и положено воображаемому миру, нет правил. И каждая ограда обратит на себя внимание не хлипкостью или монументальностью, а прорывами в ней, ее геометрией, что делает небо за ней более четким, фактурным и манящим. Почему-то в реальной жизни человеку свойственно замечать препятствия, а не возможности, которые открывают бреши. Ольга же смещает акценты: с препятствия — на красоту прорыва.

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Жизнь страшна и чудесна», — писал еще Чехов в той же «Степи». Суть этой философской интенции можно прочувствовать на следующей за заборным эпиграфом стадии сна. Перед нами призраки, оживающие в музее: помещенные под стекло шедевры работают как зеркало, отражающее посетителей. Их тени ложатся на образы прошлого, сливаясь с ними и создавая эффект движения на застывших масляных холстах. Одно века назад прошедшее наслаивается на другое, случившееся то ли вчера, то ли в прошлом десятилетии. Время становится сквозным, его будто нет вовсе, и все минувшее существует одновременно, разом.

Музейные призраки Ольги Чернышевой только в первую секунду ужасают, а потом завораживают своей сверхъестественностью и реалистичностью. Подобные превращения встречаются в каждом уголке «Улицы Сна». Хрустальные люстры, запечатленные на обочине, смотрятся еще поразительнее, чем музейный экскурс с призраками. Непридуманная фантастика подтверждает сформулированную кураторами проекта Виктором Мизиано и Еленой Яичниковой мысль: «Во вселенной Ольги Чернышевой реальность состоит из наложенных друг на друга видимостей: призрачное настоящее встречается с населяющими его признаками прошлого».

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознании одиночества», — это снова из «Степи» Чехова. Небо, пожалуй, отдельный, одушевленный герой в чудесной истории Ольги Чернышевой. Ракурс снимков таков, что мы все время смотрим вверх и сталкиваемся с прозрачной, облачной и звездной бездной. Небо поглощает извечные русские заборы. Оно становится фоном для одушевленных художницей объектов, вроде тех же люстр, встреченных на обочине, или мокрого белья, которое Ольга зарисовывала в городе Бежецк, на малой родине философа Владимира Бибихина. Оказываясь один на один с небом, понимаешь, что ты лишь часть, крохотный атом необъятной Вселенной, где возможно все. Комнатное растение на окне Ольги оживает в акварельных зарисовках и стремится совершить побег. В укутанных в мешковину кустах чудятся живые персонажи. Экраны, рисунки и объекты расположены не только под ногами и напротив тебя, но и под потолком.

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Егорушка поднял голову и посоловевшими глазами поглядел вперед себя; лиловая даль, бывшая до сих пор неподвижною, закачалась и вместе с небом понеслась куда-то еще дальше…» — эта цитата из «Степи» пусть будет последней. Главный герой повести, мальчик Егорушка, вслед за которым Ольга учится видеть чудесное в обыденном, все время находится в движении. Он едет в гимназию, и весь сюжет строится на ощущении длящейся дороги. Так же и на выставке — каждый эпизод сна динамичен, как сама жизнь, неумолимая в своем течении. Легкие кружевные занавеси, которые кое-где условно отделяют главы проекта, колышутся, словно обдуваемые степным ветром. Особенно четко движение ощущается в круговой инсталляции из лайтбоксов, которая находится в центре зала с черными как ночь стенами. Здесь, на стадии глубокого сна, мы находим зарисовки в разном тоне, то холодном голубоватом, то теплой сепии, то почти в черно-белом, с легкими нотками цвета. Все это реальные воспоминания Ольги — фиксация простого человеческого счастья, которое состоит из мелочей. Вот купальщики играют в волейбол на пляже, вот караван идет по пустыне, тут машина проносится по горному серпантину, а здесь мальчик катит на велосипеде, оставляя за собой призрачный след движения. В этой реальности, так похожей на сон, наполненной странными неприметными чудесами, ничто не конечно.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Ольга Чернышева. Улица Сна»
До 16 ноября

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
4
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
5
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
6
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+