18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь

Борис Кустодиев. «Московский трактир». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. «Московский трактир». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»

Эпиграфом выставки в Государственной Третьяковской галерее стало хрестоматийное полотно «Купчиха за чаем». Оно написано в 1918 году в революционном Петрограде. К тому моменту Борис Кустодиев (1878–1927) был уже прикован к кровати из-за опухоли спинного мозга, диагностированной пятью годами ранее. Операции мало помогали, болезнь сковывала буквально по рукам и ногам. Несмотря на мучительные боли, Кустодиев продолжал писать дородных красавиц, праздники в ярких красках, счастливых людей. Для него живопись стала способом борьбы за жизнь, окном в желанное румяное русское, где все с излишком и чересчур.

Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Экспозиция в Инженерном корпусе делится на три раздела. Центральный из них назван «Страна Кустодия». Он отсылает к тексту Евгения Замятина «Русь» (1923), не менее фантасмагоричному, чем живописный стиль Кустодиева. Художник создал для издания обложку и 23 иллюстрации. Все это народные русские типы, ярко описанные Замятиным, — сочная, колоритная, самобытная уездная Россия, от которой в 1923 году мало что осталось.

Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Реальность кустодиевской жизни Замятин описал в воспоминаниях: «Маленькая комнатка — спальня, и у стены справа в кровати — Борис Михайлович. Эта кровать здесь не случайная вещь, я ее хорошо помню: от изголовья к ногам, на высоте, так, аршина с небольшим, был протянут шест — мне было непонятно, зачем это. На столике возле кровати лежала моя рукопись, Борис Михайлович хотел показать мне какое-то место в тексте, протянул руку — и вдруг я увидел: он приподнялся на локте, схватился за шест и, стиснув зубы, стиснув боль, — нагнул вперед голову, как будто защищая ее от какого-то удара сзади». Еще одно хрестоматийное произведение — двухметровый портрет Шаляпина — Кустодиев писал по частям с помощью специального устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения. «Кустодиев был единственный, неповторимый художник — и единственным было его удивительное, подвижническое житие», — писал Замятин после смерти мастера в 1927 году.

Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Особое место на выставке занял цикл «Русские типы», где во всей красе кустодиевские пышнотелые Венеры. Это тоже образ мифической, утраченной России. Жена художника Юлия Прошинская была не такой. Эта хрупкая темноволосая женщина, чьи портреты маслом и углем можно найти в разделе «Семья», стала для Кустодиева и музой, и другом, и ангелом-хранителем.

Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В финале выставки, в разделе «Театр», впервые почти в полном составе представлены эскизы к спектаклям «Блоха» Замятина (по «Левше» Николая Лескова), созданные для Второго Московского художественного академического театра и Большого драматического театра. Их смело можно назвать вершиной театральной деятельности художника. Кустодиев создавал их в 1924–1926 годах, когда работать ему было все сложнее. «Опыт воссоздания народной комедии» режиссера Второго МХАТа Алексея Дикого был «диким» экспериментом, рисующим натурную лубочную Русь. В БДТ режиссер Николай Монахов ставил «Блоху» иначе: балаган был доведен до монументального размаха. Для этой постановки Кустодиев создал новые эскизы, не повторяя прошлые наработки. Это был триумф. Художник присутствовал на премьере. Луч прожектора осветил ложу, где в инвалидном кресле, сгорбившись, сидел автор остроумных и ярких декораций. Зрители приветствовали его стоя.

Государственная Третьяковская галерея
«Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр»
До 28 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+