18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метрополитен-музей проводит выставку о парижских годах Джона Сингера Сарджента

Джон Сингер Сарджент. «Этюд на пленэре» («Поль Элле с женой делает эскизы»). 1889. Фото: Brooklyn Museum of Art
Джон Сингер Сарджент. «Этюд на пленэре» («Поль Элле с женой делает эскизы»). 1889.
Фото: Brooklyn Museum of Art
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

«Сарджент и Париж» раскрывает влияние, которое оказали на художника десять лет жизни во французской столице, а также эволюцию скандально известного «Портрета мадам Икс»

В Метрополитен-музее до 3 августа можно увидеть приуроченную к 100-летию со дня смерти Джона Сингера Сарджента выставку «Сарджент и Париж». Приехав в город огней юным студентом в 1874 году, американский портретист провел там десятилетие, вращаясь в культурных кругах академистов и авангардистов, писателей и светской публики. Эти годы оказали глубочайшее влияние на становление художника.

Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее. Фото: Metropolitan Museum of Art
Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.
Фото: Metropolitan Museum of Art

В экспозицию вошли зарисовки городской жизни и интерьерные сцены, зачастую изображающие элегантных женщин, позирующих с подчеркнутой отстраненностью, в том числе скандально известный «Портрет мадам Икс» (1883–1884). Полотно, на котором изображена американка Виржини Амели Авеньо Готро в черном платье с глубоким вырезом, вызвало бурную реакцию на парижском Салоне 1884 года. Критики были возмущены ее светской бледностью, которую Сарджент однажды описал как «сплошной равномерный цвет лаванды или промокательной бумаги», и опасно спадающей бретелькой платья.

Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.  Фото: Metropolitan Museum of Art
Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.
Фото: Metropolitan Museum of Art

Позже художник переписал бретельку, вернув ее на плечо, и в 1915 году продал работу Метрополитен-музею. «Полагаю, это лучшее из того, что я создал», — писал он его тогдашнему директору Эдварду Робинсону. Портрет впервые представлен вместе с многочисленными подготовительными рисунками, что поможет по-новому взглянуть на эволюцию одной из самых известных работ Сарджента, в том числе на волнительное перемещение бретельки.

Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.  Фото: Metropolitan Museum of Art
Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.
Фото: Metropolitan Museum of Art

Выставка и сопровождающий ее каталог предлагают подробный разбор «Портрета мадам Икс», включающий анализ творческого процесса Сарджента, его эклектичных художественных влияний, работы с Готро и того, как это произведение в конечном итоге сформировалось под влиянием искусства и людей, с которыми художник познакомился в Париже. Как пишет в каталоге куратор Стефани Хердрих, картина служит символом «шика, обретения внутренней силы и реабилитации после скандала» — всех тех тем, которые остаются крайне актуальными и сегодня. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+