18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Метрополитен-музей проводит выставку о парижских годах Джона Сингера Сарджента

Джон Сингер Сарджент. «Этюд на пленэре» («Поль Элле с женой делает эскизы»). 1889. Фото: Brooklyn Museum of Art
Джон Сингер Сарджент. «Этюд на пленэре» («Поль Элле с женой делает эскизы»). 1889.
Фото: Brooklyn Museum of Art
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

«Сарджент и Париж» раскрывает влияние, которое оказали на художника десять лет жизни во французской столице, а также эволюцию скандально известного «Портрета мадам Икс»

В Метрополитен-музее до 3 августа можно увидеть приуроченную к 100-летию со дня смерти Джона Сингера Сарджента выставку «Сарджент и Париж». Приехав в город огней юным студентом в 1874 году, американский портретист провел там десятилетие, вращаясь в культурных кругах академистов и авангардистов, писателей и светской публики. Эти годы оказали глубочайшее влияние на становление художника.

Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее. Фото: Metropolitan Museum of Art
Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.
Фото: Metropolitan Museum of Art

В экспозицию вошли зарисовки городской жизни и интерьерные сцены, зачастую изображающие элегантных женщин, позирующих с подчеркнутой отстраненностью, в том числе скандально известный «Портрет мадам Икс» (1883–1884). Полотно, на котором изображена американка Виржини Амели Авеньо Готро в черном платье с глубоким вырезом, вызвало бурную реакцию на парижском Салоне 1884 года. Критики были возмущены ее светской бледностью, которую Сарджент однажды описал как «сплошной равномерный цвет лаванды или промокательной бумаги», и опасно спадающей бретелькой платья.

Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.  Фото: Metropolitan Museum of Art
Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.
Фото: Metropolitan Museum of Art

Позже художник переписал бретельку, вернув ее на плечо, и в 1915 году продал работу Метрополитен-музею. «Полагаю, это лучшее из того, что я создал», — писал он его тогдашнему директору Эдварду Робинсону. Портрет впервые представлен вместе с многочисленными подготовительными рисунками, что поможет по-новому взглянуть на эволюцию одной из самых известных работ Сарджента, в том числе на волнительное перемещение бретельки.

Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.  Фото: Metropolitan Museum of Art
Выставка «Сарджент и Париж» в Метрополитен-музее.
Фото: Metropolitan Museum of Art

Выставка и сопровождающий ее каталог предлагают подробный разбор «Портрета мадам Икс», включающий анализ творческого процесса Сарджента, его эклектичных художественных влияний, работы с Готро и того, как это произведение в конечном итоге сформировалось под влиянием искусства и людей, с которыми художник познакомился в Париже. Как пишет в каталоге куратор Стефани Хердрих, картина служит символом «шика, обретения внутренней силы и реабилитации после скандала» — всех тех тем, которые остаются крайне актуальными и сегодня. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
3
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+