18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сливки российского искусства на предаукционной выставке Vladey

Леонид Соков. Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти). 1994. Фото: VLADEY
Леонид Соков. Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти). 1994.
Фото: VLADEY

В недавно отреставрированном Доме с атлантами на Солянке проходит предаукционная выставка «Vladey Сливки» с работами признанных классиков современного искусства

За многими знаковыми сооружениями закрепились народные названия. Например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге известен как «чернильница», а гостиница «Космос» в Москве — «полстакана». Доходный дом с чайным магазином Расторгуевых на Солянке именуется солидно — Дом с атлантами. До 11 июля на четвертом этаже особняка проходит предаукционная выставка «Vladey Сливки», где представлены знаковые произведения российского искусства, которые уйдут с молотка 12 июля.

Тон экспозиции задает крупное полотно «Уорхол в Москве» (эстимейт 18–22,6 млн руб.) работы легендарного дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Художники в характерном для них стиле изобразили на фоне постсоветского городского пейзажа культового персонажа — Энди Уорхола, приправив и без того ироничный сюжет экзотическими для наших широт животными: тигром, обезьяной, жирафом, эму. Рядом с храмом Христа Спасителя гений поп-арта, ставший воплощением западного искусства прошлого столетия, выглядит таким же парадоксальным, как и его дикая мохнатая компания. У предыдущего владельца картина находилась четверть века, и вот теперь творение «художников поколения», как назвал Дубосарского и Виноградова куратор Виктор Мизиано, попало на торги Vladey.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Энди Уорхол в Москве. 2000. Фото: VLADEY
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Энди Уорхол в Москве. 2000.
Фото: VLADEY

Аукционный дом представил широкий выбор произведений советского искусства, отмечая растущий интерес коллекционеров к этому периоду. Бесспорные топ-лоты, которые ярко выделяются в экспозиции, — работы Александра Герасимова и Леонида Сокова. «Сталин и Ворошилов в Кремле» (цена по запросу), или, как ее прозвали в народе, «Два вождя после дождя», — уменьшенная авторская реплика культовой картины Герасимова, которая считается одним из самых узнаваемых произведений сталинской эпохи. Монументальный оригинал (2,96 на 3,86 м), который сейчас находится в Новой Третьяковке, был написан художником в 1938 году для закрытого конкурса издательства ИЗОГИЗ по созданию «Лучшего портрета товарища Сталина и его ближайших соратников». К участию было приглашено всего 50 мастеров. Созданные с учетом жесткого регламента произведения должны были удовлетворять требованиям репродуцирования в массовой печати, и картина Герасимова впоследствии публиковалась огромными тиражами. Копию художник сделал специально для своей персональной выставки 1956 года, приуроченной к 50-летию его творческой деятельности. До 1991 года работа хранилась в семье художника, пока не была продана вместе с семью другими произведениями мастера за рубеж.

Александр Герасимов. Сталин и Ворошилов в Кремле. 1940–1950-е.   Фото: VLADEY
Александр Герасимов. Сталин и Ворошилов в Кремле. 1940–1950-е.
Фото: VLADEY

Еще один советский вождь воплотился в работе Леонида Сокова «Встреча двух скульптур» («Ленин и Джакометти») (эстимейт 27–36 млн руб.). Самая первая «Встреча» была создана им в 1987 году, через восемь лет после эмиграции в США, и соединяет знаковые, но такие разные образы XX века. Это встреча не только двух скульптур, но и двух культур — советской и западной. Сопоставление конкретного статичного ростового портрета Ленина авторства Матвея Харламова и «текучего» человека Альберто Джакометти акцентирует внимание на очевидной разнице между ними. Это одна из самых узнаваемых работ Сокова, чрезвычайно востребованная у коллекционеров и институций. Представленная на выставке скульптура — самая большая по величине. Именно этот экземпляр экспонировался в 2007 году в рамках II Московской биеннале современного искусства «Соц-арт. Политическое искусство в России» в Третьяковской галерее, а также на важнейшей для самого художника персональной выставке в честь его 75-летия в той же Третьяковке в 2016 году.

Среди работ, которые привлекают внимание своим колоритом, — картины двух представителей питерского объединения «Новые художники» — лидера группы «Кино» Виктора Цоя и Олега Котельникова.

Маленький да удаленький рисунок Цоя на торгах 2024 года был продан за рекордные €77 тыс. Вошедшее в экспозицию произведение идентичного размера также ждет своего звездного часа.

Виктор Цой. Celebration. 1980-е.   Фото: VLADEY
Виктор Цой. Celebration. 1980-е.
Фото: VLADEY

Рисунок Celebration (2,7–3,6 млн руб.), выполненный в духе неопримитивизма, изображает пиксельных разноцветных человечков. Цветными фломастерами на картоне кумир эпохи перестройки в свойственной его творчеству мультипликационной манере изобразил сюжет, напоминающий победу лилипутов над великаном.

Написанная Олегом Котельниковым гуашью на куске обоев «Гераникасса» (2,2–2,7 млн руб.) представляет собой гремучую смесь образов из комиксов и боевиков 1980-х. Картина пропитана бунтарской энергией времен расцвета питерского неформального искусства: здесь и лысый зэк за решеткой, и истекающая кровью отрубленная голова, и комикс-облачка, озвучивающие мысли персонажей.

А вот работа Семена Файбисовича «Дамы, приятные во всех отношениях» (9–13,6 млн руб.) из цикла «Праздничная демонстрация трудящихся» периода 1986 — 1990-х годов изображает двух женщин, которые могли бы стать символами уходящей в небытие советской действительности.

В блок советского фотоискусства вошли снимки звезд документальной фотографии Виктора Ахломова и Дмитрия Бальтерманца: «Семен Буденный у себя на даче» (360–550 тыс. руб.) и «Читающий город» (270–360 тыс. руб.).

Коллекция советского киноплаката представлена работами мастеров периода «сурового стиля»: «Земля, которую я люблю» Владимира Кононова (360–550 тыс. руб.) и «Дорога к морю» Василия Островского (550–720 тыс. руб.). Этот плакат Островского входит в число лучших работ художника, созданных к сказочным и детским фильмам главных киностудий СССР.

Казалось бы, «Сливки» уже и без того жирные, но с выставки на торги попадет еще одна примечательная работа — подготовительный эскиз к полотну «Тающие облака» (1,8–2,7 млн руб.) Эрика Булатова, чьи произведения участвуют в аукционах крайне редко.

Экспозиция предаукционной выставки «Vladey Сливки».  Фото: VLADEY
Экспозиция предаукционной выставки «Vladey Сливки».
Фото: VLADEY

Место проведения выставки под стать экспонируемым работам достойно называться произведением искусства. Дом с атлантами построен в 1882 году для чаеторговца Алексея Расторгуева. Купец зарабатывал на возросшем спросе на чай, который из деликатеса превратился в ходовой товар, а также торговал сахаром и карамелью. Фасад дома был призван приносить своему владельцу удачу в делах: лепнина в виде львиных масок символизировала богатство, а обвитый двумя змеями жезл Гермеса кадуцей — удачу в предпринимательстве. Первый этаж здания занимала чайная лавка, два верхних уровня — квартиры. Скульптуры четырех могучих титанов, поддерживающих балкон второго этажа, дали неофициальное название дому. В начале нашего века особняк на Солянке обветшал и уже подлежал сносу, но усилиями застройщика «BMC-Девелопмент» фасаду и интерьерам объекта культурного наследия вернули былое величие.

Аукцион «Vladey Сливки» пройдет после завершения выставки — 12 июля, в 15:00. Принять участие, как и всегда, можно в том числе онлайн и по телефону.

Дом с атлантами
«Vladey Сливки»
До 11 июля

Аукцион состоится 12 июля, в 15:00, в офлайн- и онлайн-формате.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+