18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сливки российского искусства на предаукционной выставке Vladey

Леонид Соков. Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти). 1994. Фото: VLADEY
Леонид Соков. Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти). 1994.
Фото: VLADEY

В недавно отреставрированном Доме с атлантами на Солянке проходит предаукционная выставка «Vladey Сливки» с работами признанных классиков современного искусства

За многими знаковыми сооружениями закрепились народные названия. Например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге известен как «чернильница», а гостиница «Космос» в Москве — «полстакана». Доходный дом с чайным магазином Расторгуевых на Солянке именуется солидно — Дом с атлантами. До 11 июля на четвертом этаже особняка проходит предаукционная выставка «Vladey Сливки», где представлены знаковые произведения российского искусства, которые уйдут с молотка 12 июля.

Тон экспозиции задает крупное полотно «Уорхол в Москве» (эстимейт 18–22,6 млн руб.) работы легендарного дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Художники в характерном для них стиле изобразили на фоне постсоветского городского пейзажа культового персонажа — Энди Уорхола, приправив и без того ироничный сюжет экзотическими для наших широт животными: тигром, обезьяной, жирафом, эму. Рядом с храмом Христа Спасителя гений поп-арта, ставший воплощением западного искусства прошлого столетия, выглядит таким же парадоксальным, как и его дикая мохнатая компания. У предыдущего владельца картина находилась четверть века, и вот теперь творение «художников поколения», как назвал Дубосарского и Виноградова куратор Виктор Мизиано, попало на торги Vladey.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Энди Уорхол в Москве. 2000. Фото: VLADEY
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Энди Уорхол в Москве. 2000.
Фото: VLADEY

Аукционный дом представил широкий выбор произведений советского искусства, отмечая растущий интерес коллекционеров к этому периоду. Бесспорные топ-лоты, которые ярко выделяются в экспозиции, — работы Александра Герасимова и Леонида Сокова. «Сталин и Ворошилов в Кремле» (цена по запросу), или, как ее прозвали в народе, «Два вождя после дождя», — уменьшенная авторская реплика культовой картины Герасимова, которая считается одним из самых узнаваемых произведений сталинской эпохи. Монументальный оригинал (2,96 на 3,86 м), который сейчас находится в Новой Третьяковке, был написан художником в 1938 году для закрытого конкурса издательства ИЗОГИЗ по созданию «Лучшего портрета товарища Сталина и его ближайших соратников». К участию было приглашено всего 50 мастеров. Созданные с учетом жесткого регламента произведения должны были удовлетворять требованиям репродуцирования в массовой печати, и картина Герасимова впоследствии публиковалась огромными тиражами. Копию художник сделал специально для своей персональной выставки 1956 года, приуроченной к 50-летию его творческой деятельности. До 1991 года работа хранилась в семье художника, пока не была продана вместе с семью другими произведениями мастера за рубеж.

Александр Герасимов. Сталин и Ворошилов в Кремле. 1940–1950-е.   Фото: VLADEY
Александр Герасимов. Сталин и Ворошилов в Кремле. 1940–1950-е.
Фото: VLADEY

Еще один советский вождь воплотился в работе Леонида Сокова «Встреча двух скульптур» («Ленин и Джакометти») (эстимейт 27–36 млн руб.). Самая первая «Встреча» была создана им в 1987 году, через восемь лет после эмиграции в США, и соединяет знаковые, но такие разные образы XX века. Это встреча не только двух скульптур, но и двух культур — советской и западной. Сопоставление конкретного статичного ростового портрета Ленина авторства Матвея Харламова и «текучего» человека Альберто Джакометти акцентирует внимание на очевидной разнице между ними. Это одна из самых узнаваемых работ Сокова, чрезвычайно востребованная у коллекционеров и институций. Представленная на выставке скульптура — самая большая по величине. Именно этот экземпляр экспонировался в 2007 году в рамках II Московской биеннале современного искусства «Соц-арт. Политическое искусство в России» в Третьяковской галерее, а также на важнейшей для самого художника персональной выставке в честь его 75-летия в той же Третьяковке в 2016 году.

Среди работ, которые привлекают внимание своим колоритом, — картины двух представителей питерского объединения «Новые художники» — лидера группы «Кино» Виктора Цоя и Олега Котельникова.

Маленький да удаленький рисунок Цоя на торгах 2024 года был продан за рекордные €77 тыс. Вошедшее в экспозицию произведение идентичного размера также ждет своего звездного часа.

Виктор Цой. Celebration. 1980-е.   Фото: VLADEY
Виктор Цой. Celebration. 1980-е.
Фото: VLADEY

Рисунок Celebration (2,7–3,6 млн руб.), выполненный в духе неопримитивизма, изображает пиксельных разноцветных человечков. Цветными фломастерами на картоне кумир эпохи перестройки в свойственной его творчеству мультипликационной манере изобразил сюжет, напоминающий победу лилипутов над великаном.

Написанная Олегом Котельниковым гуашью на куске обоев «Гераникасса» (2,2–2,7 млн руб.) представляет собой гремучую смесь образов из комиксов и боевиков 1980-х. Картина пропитана бунтарской энергией времен расцвета питерского неформального искусства: здесь и лысый зэк за решеткой, и истекающая кровью отрубленная голова, и комикс-облачка, озвучивающие мысли персонажей.

А вот работа Семена Файбисовича «Дамы, приятные во всех отношениях» (9–13,6 млн руб.) из цикла «Праздничная демонстрация трудящихся» периода 1986 — 1990-х годов изображает двух женщин, которые могли бы стать символами уходящей в небытие советской действительности.

В блок советского фотоискусства вошли снимки звезд документальной фотографии Виктора Ахломова и Дмитрия Бальтерманца: «Семен Буденный у себя на даче» (360–550 тыс. руб.) и «Читающий город» (270–360 тыс. руб.).

Коллекция советского киноплаката представлена работами мастеров периода «сурового стиля»: «Земля, которую я люблю» Владимира Кононова (360–550 тыс. руб.) и «Дорога к морю» Василия Островского (550–720 тыс. руб.). Этот плакат Островского входит в число лучших работ художника, созданных к сказочным и детским фильмам главных киностудий СССР.

Казалось бы, «Сливки» уже и без того жирные, но с выставки на торги попадет еще одна примечательная работа — подготовительный эскиз к полотну «Тающие облака» (1,8–2,7 млн руб.) Эрика Булатова, чьи произведения участвуют в аукционах крайне редко.

Экспозиция предаукционной выставки «Vladey Сливки».  Фото: VLADEY
Экспозиция предаукционной выставки «Vladey Сливки».
Фото: VLADEY

Место проведения выставки под стать экспонируемым работам достойно называться произведением искусства. Дом с атлантами построен в 1882 году для чаеторговца Алексея Расторгуева. Купец зарабатывал на возросшем спросе на чай, который из деликатеса превратился в ходовой товар, а также торговал сахаром и карамелью. Фасад дома был призван приносить своему владельцу удачу в делах: лепнина в виде львиных масок символизировала богатство, а обвитый двумя змеями жезл Гермеса кадуцей — удачу в предпринимательстве. Первый этаж здания занимала чайная лавка, два верхних уровня — квартиры. Скульптуры четырех могучих титанов, поддерживающих балкон второго этажа, дали неофициальное название дому. В начале нашего века особняк на Солянке обветшал и уже подлежал сносу, но усилиями застройщика «BMC-Девелопмент» фасаду и интерьерам объекта культурного наследия вернули былое величие.

Аукцион «Vladey Сливки» пройдет после завершения выставки — 12 июля, в 15:00. Принять участие, как и всегда, можно в том числе онлайн и по телефону.

Дом с атлантами
«Vladey Сливки»
До 11 июля

Аукцион состоится 12 июля, в 15:00, в офлайн- и онлайн-формате.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+