18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка в Венеции призвана напомнить о творчестве любимицы Пегги Гуггенхайм

Мария Элена Виейра да Силва. «Автопортрет». 1930.  Фото: Comité Arpad Szenes – Vieira da Paris
Мария Элена Виейра да Силва. «Автопортрет». 1930.
Фото: Comité Arpad Szenes – Vieira da Paris
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Португальская художница Мария Элена Виейра да Силва в разные периоды черпала вдохновение в кубизме, футуризме и средневековых фресках, балансируя на стыке абстракции и фигуративности

В Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции открылась большая ретроспектива португальской художницы-абстракционистки Марии Элены Виейры да Силва (1908–1992), которая осенью отправится в Музей Гуггенхайма в Бильбао. Во Франции — где в позапрошлом году другая ее ретроспектива побывала в Марселе и Дижоне — художница хорошо известна, а в Португалии вообще имеет статус национального достояния, в остальном же мире о Виейре да Силва начали забывать. «Многим зрителям еще предстоит заново открыть ее для себя, — говорит куратор выставки Флавия Фриджери из лондонской Национальной портретной галереи. — Очень многое из того, что делала художница, и многие темы, которые она исследовала, по-прежнему актуальны».

Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.   Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection
Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection

«Анатомия пространства», в которую вошло около 70 произведений из государственных и частных собраний со всего света, прослеживает эволюцию визуального языка Виейры да Силва в хронологическом порядке. Художница черпала вдохновение не только в кубизме и футуризме, но и в средневековых фресках, и мы видим, как от исследования движения в пространстве в таких работах, как «Колода карт» (1937) и «Балерина» (1948), она переходит к изображению реальных и воображаемых городских пейзажей. Особое внимание уделяется тому, как на ее творчество повлияли годы учебы, проведенные в Париже, и травмирующий опыт жизни в изгнании в Рио-де-Жанейро во время Второй мировой войны, куда она бежала вместе с мужем, венгерским художником Арпадом Сенешем.

Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм. Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection
Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection

«Ей удается виртуозно работать на стыке абстракции и фигуративности, — отмечает Фриджери, добавляя, что это напряжение возникает из взаимного притяжения и отталкивания между пространством и телом, к которому отсылает название выставки. — Она изучала анатомию и глубоко интересовалась изображением фигуры. И хотя она и знала, что не хочет заниматься фигуративной живописью, она сохранила этот интерес».

Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.   Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection
Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection

Тот факт, что выставка открывается разделом, посвященным отношениям Виейры да Силва с Сенешем, диссонирует с ее нетипичной биографией. Менее успешная художественная карьера супруга дополняла, но никогда не затмевала ее собственную. История Марии Элены Виейры да Силва, как подчеркивает куратор, «диаметрально противоположна историям, которые мы привыкли слышать о художниках-женщинах». В числе прочего она довольно рано добилась признания. Пегги Гуггенхайм включила ее в выставку «31 женщина» в 1943 году, а Хилла Ребай в 1937 году купила по поручению Соломона Гуггенхайма ее «Композицию» (1936).

Мария Элена Виейра да Силва в своей студии в Париже. 1948. Фото: Willy Maywald, Courtesy Jeanne Bucher Jaeger, Paris-Lisbon
Мария Элена Виейра да Силва в своей студии в Париже. 1948.
Фото: Willy Maywald, Courtesy Jeanne Bucher Jaeger, Paris-Lisbon

Сама художница говорила, что она «человек мастерской»: мастерская служила ей не просто техническим ресурсом, но и своеобразной матрицей для размышлений об архитектурном пространстве, лежащем в основе ее творчества. По словам Флавии Фриджери, тот факт, что выставка открывается параллельно с Венецианской архитектурной биеннале — удачное совпадение. «У нее было обостренное понимание того, что значит ощущать город: и как пространство, внутри которого вы находитесь, и как мысленную проекцию множества маршрутов, которыми вы можете пройти, различных способов, которыми вы можете с ним взаимодействовать», — рассказывает куратор.

Коллекция Пегги Гуггенхайм
«Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства»
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+