В Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции открылась большая ретроспектива португальской художницы-абстракционистки Марии Элены Виейры да Силва (1908–1992), которая осенью отправится в Музей Гуггенхайма в Бильбао. Во Франции — где в позапрошлом году другая ее ретроспектива побывала в Марселе и Дижоне — художница хорошо известна, а в Португалии вообще имеет статус национального достояния, в остальном же мире о Виейре да Силва начали забывать. «Многим зрителям еще предстоит заново открыть ее для себя, — говорит куратор выставки Флавия Фриджери из лондонской Национальной портретной галереи. — Очень многое из того, что делала художница, и многие темы, которые она исследовала, по-прежнему актуальны».
«Анатомия пространства», в которую вошло около 70 произведений из государственных и частных собраний со всего света, прослеживает эволюцию визуального языка Виейры да Силва в хронологическом порядке. Художница черпала вдохновение не только в кубизме и футуризме, но и в средневековых фресках, и мы видим, как от исследования движения в пространстве в таких работах, как «Колода карт» (1937) и «Балерина» (1948), она переходит к изображению реальных и воображаемых городских пейзажей. Особое внимание уделяется тому, как на ее творчество повлияли годы учебы, проведенные в Париже, и травмирующий опыт жизни в изгнании в Рио-де-Жанейро во время Второй мировой войны, куда она бежала вместе с мужем, венгерским художником Арпадом Сенешем.
«Ей удается виртуозно работать на стыке абстракции и фигуративности, — отмечает Фриджери, добавляя, что это напряжение возникает из взаимного притяжения и отталкивания между пространством и телом, к которому отсылает название выставки. — Она изучала анатомию и глубоко интересовалась изображением фигуры. И хотя она и знала, что не хочет заниматься фигуративной живописью, она сохранила этот интерес».
Тот факт, что выставка открывается разделом, посвященным отношениям Виейры да Силва с Сенешем, диссонирует с ее нетипичной биографией. Менее успешная художественная карьера супруга дополняла, но никогда не затмевала ее собственную. История Марии Элены Виейры да Силва, как подчеркивает куратор, «диаметрально противоположна историям, которые мы привыкли слышать о художниках-женщинах». В числе прочего она довольно рано добилась признания. Пегги Гуггенхайм включила ее в выставку «31 женщина» в 1943 году, а Хилла Ребай в 1937 году купила по поручению Соломона Гуггенхайма ее «Композицию» (1936).
Сама художница говорила, что она «человек мастерской»: мастерская служила ей не просто техническим ресурсом, но и своеобразной матрицей для размышлений об архитектурном пространстве, лежащем в основе ее творчества. По словам Флавии Фриджери, тот факт, что выставка открывается параллельно с Венецианской архитектурной биеннале — удачное совпадение. «У нее было обостренное понимание того, что значит ощущать город: и как пространство, внутри которого вы находитесь, и как мысленную проекцию множества маршрутов, которыми вы можете пройти, различных способов, которыми вы можете с ним взаимодействовать», — рассказывает куратор.
Коллекция Пегги Гуггенхайм
«Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства»
До 15 сентября