18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Борис Кочейшвили показывает, как насытить пейзаж собою

Борис Кочейшвили. «Триумфальная_арка». 2021. Фото: Фонд Бориса Кочейшвили
Борис Кочейшвили. «Триумфальная_арка». 2021.
Фото: Фонд Бориса Кочейшвили
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Выставка, приуроченная к 85-летию мастера, носит название «Облако, озеро, башня», в котором зашифрован совершенный пейзаж

«Это было чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью большое облако. На той стороне, на холме, густо облепленном древесной зеленью (которая тем поэтичнее, чем темнее), высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня». Так выглядит идеальный пейзаж в рассказе Владимира Набокова, который дал имя юбилейной выставке Бориса Кочейшвили, приуроченной к его 85-летию, — «Облако, озеро, башня». Магическая притягательность этого пейзажа столь сильна, что полностью меняет траекторию жизни героя рассказа.

Не будет преувеличением предположить, что Борис Кочейшвили похож на мечтательного набоковского персонажа. Но если тот наткнулся на свой идеал случайно во время прогулки, то у художника собственный способ, который он описал в одном из стихотворений: «что это/с одним ли со мною/пейзаж пустой/столбы/чахлое поле/лес никакой/а хорошо/я насыщаю пейзаж/собою».

Выставка «Облако, озеро, башня» в Фонде Андрея Чеглакова.  Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Облако, озеро, башня» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

Творческий метод автора ускользает от попыток его определения. Похожий на анекдот случай, когда закупочная комиссия ГТГ долго не могла решить, в какое хранение — живописи или графики — отнести картон Кочейшвили, имел место в действительности. Яркий представитель семидесятников, он начал творческий путь в предыдущем десятилетии под влиянием представителей лианозовской школы, однако нонконформистом в классическом понимании этого термина никогда не был. Более того, органично влился в систему официального искусства, став в середине 1960-х самым молодым членом МОСХа, и даже участвовал в творческой командировке советских художников в Италию, где получил возможность познакомиться с современным западным искусством, в частности с работами Лучо Фонтаны, повлиявшими на дальнейшее творчество художника. Говоря о влияниях, британский критик Саймон Хьюитт в эссе о Кочейшвили перечисляет несколько десятков имен. Сам художник, по свидетельству Хьюитта, «любит вспоминать доисторическое искусство, помпейские фрески, живопись Кранаха и Брейгеля, наряду с немного наивным искусством Григория Сороки».

Выставка «Облако, озеро, башня» в Фонде Андрея Чеглакова.  Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Облако, озеро, башня» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

К 25 годам Кочейшвили уже имел за плечами групповые выставки в Пушкинском музее и Третьяковке. Где-то в этот период он изобрел собственный вид скульптурного рельефа — технику моментального «рисования» гипсовой штукатуркой.

В середине 1990-х художник уехал в деревню, где «в течение двух лет строил дом и писал стихи, пытаясь воплотить в реальность свои фантазии об идеальном художественном пространстве». За это время Кочейшвили успел выпасть из столичной художественной жизни и разминулся с началом бурного развития арт-рынка, на котором поднялись многие. Вернуться в свет он смог лишь десятилетие спустя. В 2013 году прошла его персональная выставка в Русском музее, а в 2021-м — в Новой Третьяковке.

Экспозиция в выставочном зале Фонда Андрея Чеглакова на Пречистенке, организованная совместно с Kocheishvili Foundation, занимает два этажа. На первом — архитектурная графика и скульптурные рельефы, выполненные в той самой фирменной технике, позволяющей добиться ощущения импровизации и легкости. Также посетители могут увидеть новую графическую серию 2024–2025 годов — ежедневный художественный дневник автора.

Выставка «Облако, озеро, башня» в Фонде Андрея Чеглакова.  Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Облако, озеро, башня» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

На втором этаже представлена крупноформатная живопись последних лет и графика 2010-х, тематически связанная с образами выставки — «Башней» и «Домом художника». Кстати, о башне. Что за странная фраза в цитате из Набокова — «из дактиля в дактиль»? Перед нами характерный для писателя трюк: и название рассказа (а также, соответственно, выставки), и сам этот фрагмент написаны дактилем — трехдольным размером античной метрики: «Высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня…» Сквозь прозу Набокова загадочно просвечивают стихи — и, кажется, подобным образом материальный субстрат, к которому прикасается рука художника, стремится приобщиться к идеалу.

Кураторы выставки — Майя Авеличева и Тамара Вехова, научный консультант — Надежда Плунгян, архитектор — Алексей Подкидышев. Выставка разворачивается в двух пространствах: с Пречистенки можно пройти к мастерской Бориса Кочейшвили в Чистом переулке. Маршрут между выставочным залом и мастерской художника также становится частью проекта.

Фонд Андрея Чеглакова
«Облако, озеро, башня»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+