18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кинетическая энергия: в Европе и США отмечают 100-летие Жана Тенгли

Жан Тенгли в Galerie Alexandre Lolas в Париже. 1963.  Фото: Monique Jacot/Museum Tinguely, Basel
Жан Тенгли в Galerie Alexandre Lolas в Париже. 1963.
Фото: Monique Jacot/Museum Tinguely, Basel
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Автору саморазрушающихся кинетических скульптур и члену движения «Новый реализм» могло бы в этом году исполниться 100 лет. По этому случаю подготовили несколько выставок в разных странах и даже устроили вечеринку

Различные институции в Европе и США подготовили в этом году ряд выставок и мероприятий, приуроченных к 100-летию швейцарского художника и скульптора Жана Тенгли (1925–1991). Прежде всего он известен кинетическими скульптурами, собранными из шестеренок, велосипедных колес, элементов автомобильных двигателей, пружин, черепов и бог знает чего еще. Эти конструкции приходили в движение, гремели, жужжали — и нередко самоуничтожались, выражая бунт автора против отношения к искусству как к товару, который можно приобрести в коллекцию и музеефицировать.

Rotozaza III Жана Тенгли в витрине универмага Loeb в Берне. 1969.  Фото: Fredo Meyer-Henn/Staatsarchiv des Kantons Bern
Rotozaza III Жана Тенгли в витрине универмага Loeb в Берне. 1969.
Фото: Fredo Meyer-Henn/Staatsarchiv des Kantons Bern

Антиинституциональные устремления Тенгли не мешают музеям сохранять, реставрировать и экспонировать его сбивающее с толку наследие, пусть даже в виде обломков, оставшихся от разрушенных объектов. Семейное наследие скульптора, как показывает ряд выставок этого года, было не менее запутанным. Экспозиция в Музее Лембрука в германском Дуйсбурге (до 24 августа) посвящена его творческим отношениям со швейцарской художницей Евой Эппли, на которой он был женат с 1951 по 1960 год. Эппли сыграла важную роль не только в карьере Тенгли, переехавшего вместе с ней в Париж в 1952 году, но и оказала большое влияние на художницу Ники де Сен-Фалль, на которой он женился в 1971-м.

Работы, появившиеся в результате этого второго партнерства, легли в основу двух выставок в британской галерее Hauser & Wirth Somerset (до 1 февраля 2026 года) и в Гран-пале в Париже (20 июня 2025 года — 4 января 2026 года). По словам Блум Карденас, внучки де Сен-Фалль и члена попечительского совета благотворительного фонда искусств Niki Charitable Art Foundation, «Ева действительно дала ему стимул стать художником. А после того как он почувствовал, что добился этого — “Moi, l’artiste!” («Я художник!»), — Ники провоцировала его, и это продолжалось как своего рода игра между ними».

Хотя Карденас и утверждает, что прочное переплетение отношений, связывавшее их до самого конца, шло на пользу всем троим, тем не менее она называет Тенгли coureur de jupons — ловеласом. В конце 1991 года, спустя несколько месяцев после его смерти, болгарская художница Милена Палакаркина родила от него сына Жан-Себастьяна.

63-летний Жан Тенгли в 1988 году.  Фото: Vera Isler/ Museum Tinguely Basel
63-летний Жан Тенгли в 1988 году.
Фото: Vera Isler/ Museum Tinguely Basel

Даже после того как Тенгли и де Сен-Фалль перестали жить вместе, он время от времени приходил к ней домой, устраивался в ее мастерской и отбирал приглянувшиеся фрагменты ее работ в качестве основы для совместного творчества (она называла это «его шопингом»).

В 1977 году в честь открытия Центра Помпиду Тенгли, де Сен-Фалль и еще несколько художников в составе коллектива Zig et Puce создали инсталляцию «Крокродром». Этот напоминающий дракона поезд-призрак длиной 30 м поселился в вестибюле нового музея. Де Сен-Фалль сделала дракону механическую голову. Румынско-швейцарский художник Даниель Шпёрри разместил на его боку «Сентиментальный музей» и «Нелепый магазин». Скульп­тор Бернхард Лугинбюль покрыл одну из лап существа шоколадом. А полгода спустя они разрушили его в ходе эпатажного перформанса. В процессе Тенгли упал, повредив спину.

По заказу Музея Тенгли в Базеле британская художница Ребекка Мосс и швейцарский скульптор Огюстен Ребете создали вдохновленную этим хеппенингом инсталляцию под названием «Машины крика. Художественный поезд-призрак». Ее представили публике 22 мая, в день рождения Тенгли. Директор музея Роланд Ветцель пригласил на мероприятие всех желающих, но только при условии, что они придут с усами как у Тенгли. Это условие отсылает к тому, как сам художник проводил свои вечеринки, на которых ко всем, будь то министр или ассистент его мастерской, было одинаковое отношение.

Фотомонтаж Леонардо Беззолы с изображением скульптуры Тенгли Смертельное московское сафари, сделанной для выставки в ЦДХ.  Фото: Leonardo Bezzola/Museum für Kunst und Geschichte, Freiburg
Фотомонтаж Леонардо Беззолы с изображением скульптуры Тенгли Смертельное московское сафари, сделанной для выставки в ЦДХ.
Фото: Leonardo Bezzola/Museum für Kunst und Geschichte, Freiburg

Однажды во время радиоинтервью Тенгли спросили, похожи ли его механизмы на него самого. «Похожи ли мои механизмы на меня? Вообще-то, надеюсь, что нет! Они излучают определенную взвинченность, даже безумие», — ответил он, добавив, что сам он остается «сравнительно спокойным и стабильным». Впрочем, биография этого человека с всклокоченными бровями и усами говорит об обратном и отнюдь не служит примером размеренности и постоянства. «Он горел до конца, и это стоило ему жизни, — говорит Жан-Марк Гайяр, один из бывших ассистентов Тенгли, а ныне реставратор в его музее. — Он умер в 66 лет, потому что слишком ярко пылал».

Кстати, предпоследняя выставка Тенгли, уже имевшего проблемы с сердцем, состоялась весной 1990 года в Центральном доме художника в Москве. Его помощник Йозеф Имхоф позже вспоминал, как они рассекали по городу на движущейся скульптуре «Смертельное московское сафари», любезно сопровождаемые милицией. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+