18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кинетическая энергия: в Европе и США отмечают 100-летие Жана Тенгли

Жан Тенгли в Galerie Alexandre Lolas в Париже. 1963.  Фото: Monique Jacot/Museum Tinguely, Basel
Жан Тенгли в Galerie Alexandre Lolas в Париже. 1963.
Фото: Monique Jacot/Museum Tinguely, Basel
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Автору саморазрушающихся кинетических скульптур и члену движения «Новый реализм» могло бы в этом году исполниться 100 лет. По этому случаю подготовили несколько выставок в разных странах и даже устроили вечеринку

Различные институции в Европе и США подготовили в этом году ряд выставок и мероприятий, приуроченных к 100-летию швейцарского художника и скульптора Жана Тенгли (1925–1991). Прежде всего он известен кинетическими скульптурами, собранными из шестеренок, велосипедных колес, элементов автомобильных двигателей, пружин, черепов и бог знает чего еще. Эти конструкции приходили в движение, гремели, жужжали — и нередко самоуничтожались, выражая бунт автора против отношения к искусству как к товару, который можно приобрести в коллекцию и музеефицировать.

Rotozaza III Жана Тенгли в витрине универмага Loeb в Берне. 1969.  Фото: Fredo Meyer-Henn/Staatsarchiv des Kantons Bern
Rotozaza III Жана Тенгли в витрине универмага Loeb в Берне. 1969.
Фото: Fredo Meyer-Henn/Staatsarchiv des Kantons Bern

Антиинституциональные устремления Тенгли не мешают музеям сохранять, реставрировать и экспонировать его сбивающее с толку наследие, пусть даже в виде обломков, оставшихся от разрушенных объектов. Семейное наследие скульптора, как показывает ряд выставок этого года, было не менее запутанным. Экспозиция в Музее Лембрука в германском Дуйсбурге (до 24 августа) посвящена его творческим отношениям со швейцарской художницей Евой Эппли, на которой он был женат с 1951 по 1960 год. Эппли сыграла важную роль не только в карьере Тенгли, переехавшего вместе с ней в Париж в 1952 году, но и оказала большое влияние на художницу Ники де Сен-Фалль, на которой он женился в 1971-м.

Работы, появившиеся в результате этого второго партнерства, легли в основу двух выставок в британской галерее Hauser & Wirth Somerset (до 1 февраля 2026 года) и в Гран-пале в Париже (20 июня 2025 года — 4 января 2026 года). По словам Блум Карденас, внучки де Сен-Фалль и члена попечительского совета благотворительного фонда искусств Niki Charitable Art Foundation, «Ева действительно дала ему стимул стать художником. А после того как он почувствовал, что добился этого — “Moi, l’artiste!” («Я художник!»), — Ники провоцировала его, и это продолжалось как своего рода игра между ними».

Хотя Карденас и утверждает, что прочное переплетение отношений, связывавшее их до самого конца, шло на пользу всем троим, тем не менее она называет Тенгли coureur de jupons — ловеласом. В конце 1991 года, спустя несколько месяцев после его смерти, болгарская художница Милена Палакаркина родила от него сына Жан-Себастьяна.

63-летний Жан Тенгли в 1988 году.  Фото: Vera Isler/ Museum Tinguely Basel
63-летний Жан Тенгли в 1988 году.
Фото: Vera Isler/ Museum Tinguely Basel

Даже после того как Тенгли и де Сен-Фалль перестали жить вместе, он время от времени приходил к ней домой, устраивался в ее мастерской и отбирал приглянувшиеся фрагменты ее работ в качестве основы для совместного творчества (она называла это «его шопингом»).

В 1977 году в честь открытия Центра Помпиду Тенгли, де Сен-Фалль и еще несколько художников в составе коллектива Zig et Puce создали инсталляцию «Крокродром». Этот напоминающий дракона поезд-призрак длиной 30 м поселился в вестибюле нового музея. Де Сен-Фалль сделала дракону механическую голову. Румынско-швейцарский художник Даниель Шпёрри разместил на его боку «Сентиментальный музей» и «Нелепый магазин». Скульп­тор Бернхард Лугинбюль покрыл одну из лап существа шоколадом. А полгода спустя они разрушили его в ходе эпатажного перформанса. В процессе Тенгли упал, повредив спину.

По заказу Музея Тенгли в Базеле британская художница Ребекка Мосс и швейцарский скульптор Огюстен Ребете создали вдохновленную этим хеппенингом инсталляцию под названием «Машины крика. Художественный поезд-призрак». Ее представили публике 22 мая, в день рождения Тенгли. Директор музея Роланд Ветцель пригласил на мероприятие всех желающих, но только при условии, что они придут с усами как у Тенгли. Это условие отсылает к тому, как сам художник проводил свои вечеринки, на которых ко всем, будь то министр или ассистент его мастерской, было одинаковое отношение.

Фотомонтаж Леонардо Беззолы с изображением скульптуры Тенгли Смертельное московское сафари, сделанной для выставки в ЦДХ.  Фото: Leonardo Bezzola/Museum für Kunst und Geschichte, Freiburg
Фотомонтаж Леонардо Беззолы с изображением скульптуры Тенгли Смертельное московское сафари, сделанной для выставки в ЦДХ.
Фото: Leonardo Bezzola/Museum für Kunst und Geschichte, Freiburg

Однажды во время радиоинтервью Тенгли спросили, похожи ли его механизмы на него самого. «Похожи ли мои механизмы на меня? Вообще-то, надеюсь, что нет! Они излучают определенную взвинченность, даже безумие», — ответил он, добавив, что сам он остается «сравнительно спокойным и стабильным». Впрочем, биография этого человека с всклокоченными бровями и усами говорит об обратном и отнюдь не служит примером размеренности и постоянства. «Он горел до конца, и это стоило ему жизни, — говорит Жан-Марк Гайяр, один из бывших ассистентов Тенгли, а ныне реставратор в его музее. — Он умер в 66 лет, потому что слишком ярко пылал».

Кстати, предпоследняя выставка Тенгли, уже имевшего проблемы с сердцем, состоялась весной 1990 года в Центральном доме художника в Москве. Его помощник Йозеф Имхоф позже вспоминал, как они рассекали по городу на движущейся скульптуре «Смертельное московское сафари», любезно сопровождаемые милицией. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+