Столичные художники один за другим, приходя в мастерскую, обнаруживают замок на двери и крепких молодых людей, представляющихся сотрудниками ЧОП. Под «охраной» оказывается не только само помещение, но и личные вещи, произведения, рабочие инструменты, книги и даже домашние животные, которые там находились. Нередко все имущество художника увозят в неизвестном направлении, оставляя его в недоумении: что делать дальше?
Проблема мастерских застарелая. Более 3 тыс. помещений, где работают представители творческих профессий, в основном наследие советского времени. После распада СССР их статус был неопределенным, пока 11 апреля 2000 года мэр Москвы Юрий Лужков не подписал постановление № 262 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 г. № 1904 „О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации“». В приложении к нему прописали, что «индивидуальные творческие студии являются специально оборудованными и обустроенными нежилыми помещениями, находящимися на момент принятия настоящего Положения в собственности города, для творческой работы художников, архитекторов, дизайнеров по созданию произведений искусства».
Далее обозначалось, что «художники, архитекторы, дизайнеры пользуются индивидуальными творческими студиями на основании договоров, заключаемых ими с соответствующими творческими союзами», могут «осуществлять все виды деятельности, связанной с созданием и использованием художественных произведений», «хранить в помещении студии оборудование, инвентарь, инструменты и материалы, необходимые для творческой работы, художественные произведения», «создавать нормальные бытовые условия для работы, отдыха, питания и находиться в индивидуальной творческой студии в любое время суток». При этом они обязаны соблюдать правила противопожарной безопасности, санитарные нормы, содержать помещение в надлежащем состоянии, использовать по целевому назначению, нести все расходы, связанные с его эксплуатацией. Мастерские передавались городом творческим союзам в безвозмездное пользование.
В 2014 году постановление было «отменено по исполнении» с целью зафиксировать объем переданных творческим союзам площадей и прекратить оформление в пользование новых пустующих городских помещений, и вместе с отменой ППМ № 262 было отменено и приложение к нему, единственный существовавший когда-либо в отечественном правовом поле документ, описывающий понятие «творческая мастерская» и то, как ею можно пользоваться. С тех пор у художников начались проблемы, которые перерастают в десятки судебных тяжб между Департаментом городского имущества города Москвы (ДГИ) и творческими союзами. С января 2025 года вскрыты, например, мастерские Сергея Давыдова, Льва Зюкова, Ираиды Константиновой, Натальи Юдиной.
Под крылом Московского союза художников — около 3 тыс. студий, у Творческого союза художников России — 250. Был Международный художественный фонд, ныне признанный банкротом и ликвидированный, — он выступил посредником при заключении 13 договоров на пользование мастерскими. Сейчас большая часть этих студий опечатана.
Примечательная история произошла с живописцем Александром Бродским (не путать с его тезкой — архитектором), который обнаружил свою мастерскую в Малом Златоустинском переулке опечатанной. Он занимал ее почти 30 лет, договор с городом у него оформлен через Международный художественный фонд. По закону в такой ситуации должно быть решение суда о том, что договор утратил силу. Бродский написал заявление о похищении его картин. В ответ получил бумагу из ДГИ за подписью начальника управления координации работ по объектам землеустройства и деятельности в округах Натальи Дмитриевой, в которой ему сообщают, что возврат движимого имущества возможен при предоставлении договора о купле-продаже, бухгалтерских документов, подтверждающих принятие к учету объектов нефинансовых активов или товарной накладной. Художник, лишившийся мастерской и находившихся там произведений, остался, мягко говоря, в недоумении.
Подобных случаев — десятки. В числе тех, кого выселяют, — Андрей Налич и Георгий Пузенков. Проблему нужно решать комплексно, но никто не торопится. Вопрос о творческих мастерских останется открытым, пока не будет утвержден новый документ, юридически регулирующий их статус.