18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело оказался в эпицентре выставки

Микеланджело Буонарроти.  «Скорчившийся мальчик». Около 1530–1534. Фото: Государственный Эрмитаж
Микеланджело Буонарроти. «Скорчившийся мальчик». Около 1530–1534.
Фото: Государственный Эрмитаж
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Эрмитаж не мог пропустить 550-летие Микеланджело Буонарроти: «Скорчившийся мальчик» — единственное его произведение в России. И это нам еще повезло: пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить работы гения за пределами Италии

По мнению Сергея Андросова, доктора искусствоведения, главного научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, одного из кураторов выставки, открывшейся в конце апреля, Микеланджело Буонарроти (1475–1564), как никто другой, заслуживает титула «титан Возрождения». Художник, скульптор, архитектор, поэт — и во всех видах деятельности достиг вершин. Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, скульптура Давида, собор Святого Петра — неопровержимые доказательства гениальности Буонарроти в изобразительном искусстве. Что касается поэзии, то как-то Микеланджело заметил: «Я удивляюсь, Господи, Тебе, / Поистине — „кто может, тот не хочет“. / Тебе милы, кто добродетель корчит. / А я не умещаюсь в их толпе» (перевод Андрея Вознесенского). И только так: со Всевышним на равных.

Эрмитажная скульптура «Скорчившийся мальчик» (1530–1534), приобретенная 240 лет назад Екатериной II, — единственное произведение Микеланджело в России. И это нам еще повезло: пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить его работы, находящиеся за пределами Италии.

Выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Дефицит произведений мастера заставляет создавать выставочные проекты про художественные контексты его времени. Благо художников и скульпторов высокого класса в XVI веке было предостаточно. Эрмитажная выставка включает 14 скульптур и 7 картин из собственного собрания, а также 2 полотна из ГМИИ имени А.С.Пушкина и по одному из Музея истории религии и Музея христианской культуры.

Пикетный зал Зимнего дворца сравнительно невелик, зато, в какой бы точке ни находился зритель, он видит «Скорчившегося мальчика». Контрапунктом к нему располагаются мраморные «Фавн» Баччо Бандинелли и «Спящий Геркулес» неизвестного мастера XVI века. Бандинелли поддерживал флорентийскую династию Медичи, а Микеланджело был убежденным республиканцем. Политические пристрастия были серьезным аргументом в борьбе за заказы, без которых скульпторам трудно во все времена.

Долгое время «Фавна» приписывали Микеланджело. Сохранились воспоминания юного графа Алексея Константиновича Толстого, который любовался этой скульптурой, приобретенной его дядей Алексеем Перовским. Находясь в Венеции, Толстой сильно переживал, сможет ли вынести «Фавна» из гостиницы в случае пожара. Только в начале ХХ века Эрнест Липгарт установил авторство Бандинелли. Что касается «Геркулеса», то Сергей Андросов относит и эту работу к тому же мастеру.

Выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Бронзовая статуэтка «Аполлон стреляющий» отлита Бертольдо ди Джованни, который считается учителем Микеланджело. Тот факт, что в момент смерти ди Джованни его ученику было всего 16, несколько смущает историков искусства. Но так рассказывал сам Микеланджело своим биографам Джорджо Вазари и Асканио Кондиви.

Другая легенда связана с терракотой Стефано Мадерно «Никодим с телом Христа», которая восходит к скульптурной группе Микеланджело «Положение во гроб». В ней Микеланджело, по утверждению того же Вазари, придал Никодиму автопортретные черты.

Наряду с терракотовой копией «Пьеты» на выставке представлено еще три копии (или версии) микеланджеловских работ, созданных неизвестными скульпторами XVI — начала XVII века: «День» и «Вечер» (оригиналы в капелле Медичи) и «Моисей» из собора Святого Петра. Терракоты были приобретены Павлом I, они принадлежали известному венецианскому коллекционеру Филиппо Фарсетти.

Выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Мраморный бюст Микеланджело предположительно работы Джованни Антонио Дозио Эрмитаж приобрел из собрания петербургского коллекционера Юрия Абрамова. Вероятно, Дозио, входивший в круг Микеланджело, работал с моделью вживую.

Скульптурный раздел завершает традиционное изображение XIX века, которое восходит к посмертной маске Микеланджело, сделанной его учеником Даниеле да Вольтерра.

Готовя выставку, кураторы Сергей Андросов и Зоя Купцова стремились не тревожить картины из постоянной экспозиции Эрмитажа. Но один раз не удержались и показывают «Мадонну с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем» Джулиано Буджардини. Этот художник был товарищем юности Микеланджело. Впервые широкая публика увидит картину «Оплакивание Христа» Перино дель Вага, который был сначала учеником Рафаэля, а затем сотрудничал с Микеланджело в Риме. Также к раритетам относится «Мучение святого Стефана» неизвестного художника XVI века.

Перино дель Вага. «Оплакивание Христа. Середина». 1530-х. Фото: Государственный Эрмитаж
Перино дель Вага. «Оплакивание Христа. Середина». 1530-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

Несколько лет назад при реставрации картины «Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной» в ходе расчисток были найдены датировка — «1575» — и подпись автора — «Хенд(рик) Болиданус». Вероятно, это был фламандец, работавший в Риме.

ГМИИ предоставил картину «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» школы Джорджо Вазари, а также полотно «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа» флорентийского мастера первой четверти XVI века, отсылающее к раннему Микеланджело.

Сам мастер в свой римский период живописью не занимался: он гениально рисовал на бумаге, а ученики переносили сюжеты на холст. Выставку завершают картины «Оплакивание Христа с двумя ангелами» и «Оплакивание Христа», созданные неизвестными авторами по рисункам Микеланджело. Сами рисунки он подарил своему идеалу — поэтессе Виттории Колонне. Некоторые можно было увидеть в прошлом году на выставке в Британском музее.

Государственный Эрмитаж
«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера»
До 24 августа

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+