По мнению Сергея Андросова, доктора искусствоведения, главного научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, одного из кураторов выставки, открывшейся в конце апреля, Микеланджело Буонарроти (1475–1564), как никто другой, заслуживает титула «титан Возрождения». Художник, скульптор, архитектор, поэт — и во всех видах деятельности достиг вершин. Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, скульптура Давида, собор Святого Петра — неопровержимые доказательства гениальности Буонарроти в изобразительном искусстве. Что касается поэзии, то как-то Микеланджело заметил: «Я удивляюсь, Господи, Тебе, / Поистине — „кто может, тот не хочет“. / Тебе милы, кто добродетель корчит. / А я не умещаюсь в их толпе» (перевод Андрея Вознесенского). И только так: со Всевышним на равных.
Эрмитажная скульптура «Скорчившийся мальчик» (1530–1534), приобретенная 240 лет назад Екатериной II, — единственное произведение Микеланджело в России. И это нам еще повезло: пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить его работы, находящиеся за пределами Италии.
Дефицит произведений мастера заставляет создавать выставочные проекты про художественные контексты его времени. Благо художников и скульпторов высокого класса в XVI веке было предостаточно. Эрмитажная выставка включает 14 скульптур и 7 картин из собственного собрания, а также 2 полотна из ГМИИ имени А.С.Пушкина и по одному из Музея истории религии и Музея христианской культуры.
Пикетный зал Зимнего дворца сравнительно невелик, зато, в какой бы точке ни находился зритель, он видит «Скорчившегося мальчика». Контрапунктом к нему располагаются мраморные «Фавн» Баччо Бандинелли и «Спящий Геркулес» неизвестного мастера XVI века. Бандинелли поддерживал флорентийскую династию Медичи, а Микеланджело был убежденным республиканцем. Политические пристрастия были серьезным аргументом в борьбе за заказы, без которых скульпторам трудно во все времена.
Долгое время «Фавна» приписывали Микеланджело. Сохранились воспоминания юного графа Алексея Константиновича Толстого, который любовался этой скульптурой, приобретенной его дядей Алексеем Перовским. Находясь в Венеции, Толстой сильно переживал, сможет ли вынести «Фавна» из гостиницы в случае пожара. Только в начале ХХ века Эрнест Липгарт установил авторство Бандинелли. Что касается «Геркулеса», то Сергей Андросов относит и эту работу к тому же мастеру.
Бронзовая статуэтка «Аполлон стреляющий» отлита Бертольдо ди Джованни, который считается учителем Микеланджело. Тот факт, что в момент смерти ди Джованни его ученику было всего 16, несколько смущает историков искусства. Но так рассказывал сам Микеланджело своим биографам Джорджо Вазари и Асканио Кондиви.
Другая легенда связана с терракотой Стефано Мадерно «Никодим с телом Христа», которая восходит к скульптурной группе Микеланджело «Положение во гроб». В ней Микеланджело, по утверждению того же Вазари, придал Никодиму автопортретные черты.
Наряду с терракотовой копией «Пьеты» на выставке представлено еще три копии (или версии) микеланджеловских работ, созданных неизвестными скульпторами XVI — начала XVII века: «День» и «Вечер» (оригиналы в капелле Медичи) и «Моисей» из собора Святого Петра. Терракоты были приобретены Павлом I, они принадлежали известному венецианскому коллекционеру Филиппо Фарсетти.
Мраморный бюст Микеланджело предположительно работы Джованни Антонио Дозио Эрмитаж приобрел из собрания петербургского коллекционера Юрия Абрамова. Вероятно, Дозио, входивший в круг Микеланджело, работал с моделью вживую.
Скульптурный раздел завершает традиционное изображение XIX века, которое восходит к посмертной маске Микеланджело, сделанной его учеником Даниеле да Вольтерра.
Готовя выставку, кураторы Сергей Андросов и Зоя Купцова стремились не тревожить картины из постоянной экспозиции Эрмитажа. Но один раз не удержались и показывают «Мадонну с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем» Джулиано Буджардини. Этот художник был товарищем юности Микеланджело. Впервые широкая публика увидит картину «Оплакивание Христа» Перино дель Вага, который был сначала учеником Рафаэля, а затем сотрудничал с Микеланджело в Риме. Также к раритетам относится «Мучение святого Стефана» неизвестного художника XVI века.
Несколько лет назад при реставрации картины «Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной» в ходе расчисток были найдены датировка — «1575» — и подпись автора — «Хенд(рик) Болиданус». Вероятно, это был фламандец, работавший в Риме.
ГМИИ предоставил картину «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» школы Джорджо Вазари, а также полотно «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа» флорентийского мастера первой четверти XVI века, отсылающее к раннему Микеланджело.
Сам мастер в свой римский период живописью не занимался: он гениально рисовал на бумаге, а ученики переносили сюжеты на холст. Выставку завершают картины «Оплакивание Христа с двумя ангелами» и «Оплакивание Христа», созданные неизвестными авторами по рисункам Микеланджело. Сами рисунки он подарил своему идеалу — поэтессе Виттории Колонне. Некоторые можно было увидеть в прошлом году на выставке в Британском музее.
Государственный Эрмитаж
«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера»
До 24 августа