18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рождение лондонского арт-рынка, каким мы его знаем

Огастес Чарльз Пьюджин, Томас Роулендсон. «Аукционный зал Christie's». 1808.  Фото: The Microcosm of London
Огастес Чарльз Пьюджин, Томас Роулендсон. «Аукционный зал Christie's». 1808.
Фото: The Microcosm of London
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Вышла книга о том, как аукционы стали светскими мероприятиями, счет на рынке искусства пошел на миллионы, а коллекционеры превратились в главные фигуры на арт-рынке — и все это в Лондоне второй половины ХХ века

В то время как самые дорогие аукционы и самые популярные ярмарки искусства, привлекающие супербогачей со всего мира, проходят в Базеле, Гонконге и Нью-Йорке, аукционные дома Лондона, хоть и не продают уже самое большое в мире число предметов искусства, сохраняют уникальность с точки зрения разнообразия и качества лотов. В книге «Аферисты и ученые» рассказывается о развитии этого рынка в Лондоне в период после Второй мировой войны. Автор книги, бывший председатель правления Sotheby’s в Великобритании Джеймс Стоуртон, опирается на обширный справочный материал, статьи в прессе, мемуары и интервью, чтобы максимально достоверно рассказать о тех знатоках, а иногда и аферистах, которые превратили торговлю малопонятными публике артефактами в многомиллиардный глобальный бизнес. Он доказывает, что Лондон сыграл центральную роль в формировании арт-рынка, каким мы его знаем сейчас.

По мнению Стоуртона, все началось с продажи на Sotheby’s в октябре 1958 года коллекции работ импрессионистов, принадлежавшей Якобу Гольдшмидту. Веками до этого коллекционеры использовали разные источники для своих приобретений; к XIX веку на вторичном рынке стали доминировать большие лондонские галереи вроде Agnew’s или Colnaghi, а накопление промышленниками состояний по обе стороны Атлантики способствовало успеху таких влиятельных международных арт-дилеров, как Джозеф Дювин (1869–1939). Примерно в то же время импрессионистская революция в Париже дала толчок к возникновению династий видных европейских маршанов и галеристов, и среди до сих пор остающихся в бизнесе нельзя не отметить Институт Вильденштейна с его огромной коллекцией.

James Stourton. Rogues and Scholars: Boom and Bust in the London Art Market. 1945–2000. Apollo; Bloomsbury, 2024. 432 с., цв. ил. £30. На английском языке
James Stourton. Rogues and Scholars: Boom and Bust in the London Art Market. 1945–2000. Apollo; Bloomsbury, 2024. 432 с., цв. ил. £30. На английском языке

Распродажа коллекции Гольд­шмидта, включавшая всего семь картин импрессионистов, но самого высокого качества, стала триумфом пиара, превратив аукционы предметов искусства в роскошные светские мероприятия, блистающие присутствием кинозвезд и гламурных миллионеров. Они побили все рекорды, и не один раз. В 1970 году Christie’s впервые продал картину за более чем £1 млн, и в последующие десятилетия между этим аукционным домом и Sotheby’s развернулось яростное соперничество за еще более высокие рекорды в стоимости проданных лотов. В 1956 году Sotheby’s продал предметов искусства на £2,27 млн, Christie’s — на £1,68 млн; в 1973 году оборот Sotheby’s составлял £72 млн, Christie’s — £34 млн (в 2024 году оба дома получили почти $6 млрд). Введение в 1975 году «премии с покупателя», позволявшей аукционному дому брать долю прибыли не только с продавца, но и с приобретателя лота, стало, по словам Стоуртона, «взрывом в мире искусства» и перевело эту аукционную дуополию в лигу большого бизнеса. Такой стремительный рост произошел во многом благодаря идее председателя правления Sotheby’s Питера Уилсона (1913–1984), предложившего «убедить американцев продавать полотна французских художников другим американцам в Лондоне», а также благодаря концентрации большого числа экспертов в различных областях, развитию авиатранспорта и статусу британской столицы как естественного центра международного капитала.

В книге Стоуртона содержится уникальный обзор галерей и дилеров, которые какое-то время формировали глобальные вкусы, распространявшиеся из Лондона. Например, галерея Marlborough, принадлежавшая герцогу и двум евреям — эмигрантам из Австралии, монополизировала рынок работ Фрэнсиса Бэкона и Генри Мура; пользовавшийся неоднозначной репутацией дилер Роберт Фрайзер (Заводной Боб) веселился на вечеринках с группой Rolling Stones и помогал популяризировать поп-арт; Кристофер Гиббс, благодаря чутью на все необычное, ввел моду на антиквариат в интерьере; а Роберт Саймс занялся торговлей древностями, отчасти благодаря сети ловких tombaroli — расхитителей гробниц.

Открытие выставки «Торги за гласность: аукцион Sotheby's 1988» в Москве.  Фото: RAAN
Открытие выставки «Торги за гласность: аукцион Sotheby's 1988» в Москве.
Фото: RAAN

Какое будущее ждет мир, который описывает Стоуртон? За редким исключением, лондонские дилеры лишились перспективы, отчасти потому, что их привычная бизнес-модель, заключающаяся в продаже приобретенных на аукционах предметов по более высокой цене, неизбежно устарела. Рынок самого верхнего сегмента переместился на другую сторону Атлантики, хотя здоровая конкуренция между Лондоном и Нью-Йорком продолжает приносить пользу обоим. А учитывая, что два главных аукционных дома все больше переходят к корпоративной модели компетенций, главное достоинство лондонского арт-рынка — качество его специалистов — рискует быть забытым.

В последние десятилетия мир искусства постоянно сотрясали скандалы, о чем рассказывает недавно вышедшая книга Орландо Уитфилда «Все, что блестит» (2024). Скорее всего, это закономерный результат коммерциализации искусства, историю которой так подробно описывает Стоуртон. Изменение вкусов и покупательских привычек грозит нарушить тесную взаимозависимость рыночной цены и художественной ценности, вокруг которой вращается его повествование. Всех героев книги отличает преданная любовь к прекрасному, но они привели в движение силы, которые действуют во имя денег, а не искусства.

Самое читаемое:
1
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
7
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+