18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Последнее слово Ани Желудь

Аня Желудь.  Фото: Гридчинхолл
Аня Желудь.
Фото: Гридчинхолл

Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин

Пустотность, которая всегда была объектом изучения Ани Желудь, участницы основной выставки 53-й Венецианской биеннале и лауреата премии «Инновация», в последнем проекте доведена до абсолюта. Перед зрителем уже не контуры вещей и предметов, словно отлитые в металле, а разорванные пучки прутьев, брошенные на произвол судьбы среди белой зияющей пустоты. У них нет формы, но есть содержание. Кричащие одиночеством, оголенным напряжением. Аня пребывала в нем последние 15 лет — с тех пор, как ушел из жизни ее супруг, один из основателей галереи «Экспо-88» Виталий Скворцов.

Жила она в квартире недалеко от дома, который муж подарил Ане в 2006-м, что в маленькой деревне Аринино под Гжелью. Территорию в 30 га она превратила в арт-пространство, где была галерея (точнее, негалерея, как уточняла Аня) «Обочина», мастерская и резиденция для гостей. Редко выбиралась в Москву. Как сообщает PA Gallery, «в апреле художница Аня Желудь оказалась в больнице в тяжелом состоянии и перестала выходить с кем-либо на связь». Ментальными расстройствами она страдала давно, но Виталий помогал ей держать баланс, после его смерти же Аня Желудь регулярно попадала в клиники и все больше теряла связь с реальностью.

Тотальная инсталляция Ани Жёлудь «Абзац» в PA Gallery.  Фото: PA Gallery
Тотальная инсталляция Ани Жёлудь «Абзац» в PA Gallery.
Фото: PA Gallery

Творческий путь выпускницы Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К.Рериха и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица в Москве начался в 2001 году, когда Аня, Анна Желудковская по паспорту, пришла в галерею «Экспо-88», что тогда находилась в доме №1 на улице Забелина, показала свои рисунки. Ее встретила партнер Скворцова Елена Яковлева — она первая поверила в молодую художницу из Петербурга. Через несколько лет Аня Желудь стала явлением московской арт-сцены. Виталий, который поначалу с сомнением отнесся к юному дарованию, потом сделал очень много для ее карьеры и морального равновесия. В 2005–2006 годах Аня нашла тот узнаваемый почерк опустошенных вещей. Первые объекты из арматуры, лишенные материальности, показали на выставке «Музей меня» в галерее «Арт-стрелка» в 2007 году. «Раньше я рисовала правильные картины, то есть картины, соответствующие реалистичной картине мира, потом не совсем правильные, теперь очень неправильные. Еще не так давно я занималась созданием „неправильного мира“ в мире реальном, то есть переводом плоскостных, живописных изображений в реальные объемы. Теперь эти объемы приобретают форму того, что в художественной терминологии называют неприличным словом „инсталляция“», — писала Аня тогда.

В том же 2007 году художница была номинирована на премию «Инновация», на следующий год — на Премию Кандинского, а в 2009-м стала участницей основной выставки Венецианской биеннале с проектом «Коммуникации», который показывали в Арсенале. По эстетике он близок выставке «Абзац», которая стала для Ани последней. Из белой стены там тоже торчали оборванные пучки проводов. Только они тянулись к свету — лайт-боксам, на которых «рисовали» загадочные абстракции, что еще отчетливее высвечивали, как она писала, «связи человека с человеком», «узлы соединений», «точки соприкосновений», «начало и продолжение бесконечности», «видимое и невидимое, специальное и случайное», «настоящее и кажущееся», «действительное и придуманное». Коммуникации появлялись при входе в пространство, уходили в стены, пол и потолок, пронизали весь Арсенал, становились невидимыми, а на выходе появились вновь. На выставке «Абзац» провода уже, кажется, совсем потеряли взаимосвязи.

Инсталляция в Арсенале в рамках Венецианской Биеннале 2009 года. Фото: Stella Art Foundation
Инсталляция в Арсенале в рамках Венецианской Биеннале 2009 года.
Фото: Stella Art Foundation

2008–2009 годы стали пиком творческой карьеры Ани Желудь, на тот момент ей было всего 28. Состоялась ее персональная выставка в Русском музее, из которой, по сути, вышел этапный проект для Венецианской биеннале. Тогда же свою петербургскую квартиру она превратила в выставочный зал под названием «Объект на районе», который открылся проектом «Комнатное растение», позже в полной версии показанный в галерее Айдан Салаховой на Винзаводе.

Точно тогда про нее писал заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский: «Аня Желудь очень быстро добилась узнаваемости. Она выступила несколько лет назад, в пик гламуризации отечественного мейнстрима. В этом контексте проволочно-арматурные, со следами сварочной окалины объекты Желудь обретали какой-то чуть ли не полемический характер. Это были не проекции жилого или офисного интерьера, хотя в них присутствовала некая дидактика руководства по сборке и эксплуатации. Эта были проекции правильной жизни, без излишеств, презентаций и стимуляторов „расширения сознания“. Своевременность месседжа Желудь была оценена: черный хлеб ржавой арматуры и школьной геометрии в эпоху излишеств».

Выставка на Винзаводе подтвердила — Желудь не придумывала свои объекты, а жила ими, в них. Многим она запомнилась именно такой — выгуливающей свою собаку среди металлических контуров комнатных растений в бетонных горшках среди торчащих ржавых прутов. По форме то, что делала Желудь, — чистый минимализм, который отсылает к московскому романтическому концептуализму. По факту — знакомая история о «маленьком человеке» в грустных обстоятельствах.

Аня Желудь. «Из запоя меня вывели депрессию сняли». 2017.  Фото: собрание Дениса Химиляйне
Аня Желудь. «Из запоя меня вывели депрессию сняли». 2017.
Фото: собрание Дениса Химиляйне

После неожиданной смерти от сердечного приступа Виталия Скворцова Аня продолжала делать ранее запланированные выставки, но больше по инерции.

«После его ухода Аня впервые попала в психиатрическую клинику, где я ее навещала, хотя ментальные проблемы были и раньше, но вместе с Виталием они как-то справлялись с ними. Мы с дочерью были у нее в „Обочине“, общаться было сложно, чувствовалось в ней напряжение», — рассказала нашему изданию галерист Елена Яковлева.

В 2012-м она получила премию «Инновация». Концептуальный аскетизм продолжал в ней жить: на «Последней выставке» в Гридчинхолле она меняла свои произведения — от картин с чайниками и битым кафелем до фрагментов железных конструкций «Коммуникации» — на краску, цемент, железки, дрова. Незадолго до того она так же легко раздавала всем желающим свою живопись и графику в фонде «Эра» на выставке «Отдам в хорошие руки».

Аня Желудь. Floor Handler. 2021.  Фото: Фонд Ruarts
Аня Желудь. Floor Handler. 2021.
Фото: Фонд Ruarts

Последние годы Аня Желудь, чьи работы хранятся в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, Музее нонконформистского искусства, жила, почти как ее комнатные растения, в скромной однушке в поселке Электроизолятор, недалеко от «Обочины», и писала: «Не выходить из дома и не открывать шторы, никому не звонить — стало будто принципом существования».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+