Период экономического застоя, называемый в Японии «потерянным десятилетием», стал временем, открывшим для страны ее женщин-фотографов. К середине 1990-х общество начало меняться под влиянием принятого в 1986 году закона о равных возможностях трудоустройства. Кураторы (например, Митико Касахара, главный куратор Токийского музея фотоискусства), а также журнал Main Photo Magazine, которым в 1996–2000 годах руководили женщины-фотографы Мияко Исиути и Асако Нарахаси, дали толчок возникновению новых женских движений. Желание изолировать женщину, сделать ее незаметной было исторической нормой. На протяжении многих лет первая из известных в Японии женщин-фотографов, Рю Сима, не получала признания за фотоальбомы 1960-х, которые она выпустила вместе с мужем. В очерке «Женщины-диссиденты», опубликованном в новой книге, Марико Такэучи, фотокритик, куратор и профессор Киотского университета искусств, вспоминает, как в 1995 году один знаменитый фотограф-мужчина сказал ей, что она сможет стать фотографом, только если выйдет замуж за богача.
Фотокнига «Я так рада, что ты здесь» (название взято из стихотворения Ринко Каваучи) стала очередной попыткой изменить правила игры. Очерк Такэучи, один из трех, ведет нас от времен Второй мировой войны к нынешним реалиям. Соредакторами книги стали куратор направления фотографии Бруклинского музея Полин Вермеа и исполнительный директор издательства Printed Matter Inc. Лесли Мартин.
Портфолио 25 женщин-фотографов сопровождаются подробной библиографией, а всего здесь представлено 60 авторов. Кроме того, в книге можно найти собрание исторических текстов, впервые переведенных на английский язык.
Во вступительном очерке Вермеа исследует историю развития женской фотографии в Японии от Рю Симы и fashion-фотографии 1930-х годов до ярких, хотя и непризнанных, фоторабот женщин периода 1950–1990-х. В 1970-е прославились японские фотографы-мужчины, включая Нобуёси Араки и Хироси Сугимото. На выставке «Новая японская фотография» (1974) в нью-йоркском Музее современного искусства были показаны работы 15 фотографов-мужчин, а в выставке «Япония. Автопортрет» (1979) в нью-йоркском Международном центре фотографии наряду с 18 мужчинами все-таки участвовала одна женщина — Мияко Исиути.
Первая фотокнига, изданная в Японии женщиной (ее автором была Тойоко Токива), называлась «Опасные бесплодные цветы». Этот цикл документальных фото о секс-работницах, обслуживавших американских солдат в Иокогаме, вышел в свет в 1957 году, как раз накануне принятия закона о запрете проституции. Коммерческий секс, процветавший вокруг американских военных баз, стал темой для творчества нескольких поколений фотографов.
Митико Мацумото, чья фотокнига «Женщины оживают» (1978) была посвящена женским движениям в Японии и США, определенно причисляет себя к феминисткам и была привержена контркультуре, которую представляли писательница Банана Ёсимото, а также члены международного движения Fluxus Сигэко Кубота и Йоко Оно. Правда, другие фотографы, такие как Исиути и Мао Исикава, хоть и участвовали в 1960-х в японском движении за гендерное освобождение, избегали репутации феминисток не в меньшей степени, чем ярлыка joryu («женственность»).
Что касается современных женщин-фотографов, то это, например, упомянутая выше Ринко Каваучи, чьи работы напоминают живопись, или же Мари Катаяма. Вторая родилась в 1987 году с фибулярной гемимелией берцовых костей, и в возрасте девяти лет у нее ампутировали обе ноги. Работы Катаямы бросают вызов распространенным дискриминационным представлениям о людях с инвалидностью: на фото она с ее необычным телом может находиться среди лишенных конечностей торсов мужских манекенов или сидеть на песке в окружении множества рук, подобно выброшенному на берег морскому существу. Ее немного необычная уверенность «в себе как субъекте» опирается на богатые традиции женщин, работавших до нее.