18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все картины Люсьена Фрейда — от первой до последней

В биографии Люсьена Фрейда был краткий период увлечения сюрреализмом. К нему относится, в частности, картина «Комната художника» (1944).  Фото: Lucian Freud Archive
В биографии Люсьена Фрейда был краткий период увлечения сюрреализмом. К нему относится, в частности, картина «Комната художника» (1944).
Фото: Lucian Freud Archive
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Каталог-резоне живописных работ британского художника демонстрирует такую же глубину погружения в тему, которой славился и сам автор. При жизни он под разными предлогами отлынивал от составления этого труда, но все же благословил инициаторов

Отличительной чертой Люсьена Фрейда (1922–2011) было стремление оберегать личное пространство. Он предпочитал общаться по телефону, но мало кому давал свой номер, да и часто менял его. Уговорить художника ответить на вопросы, касавшиеся составления каталога-резоне, было непросто. «Не хочу оглядываться назад, — заявил он как-то историку искусства и специалисту по его творчеству Кэтрин Ламперт. — Я хочу смотреть вперед». Фрейд сорвал первую попытку реализации проекта по составлению каталога-резоне в 2005 году, но благословил Ламперт на дальнейшую работу после его смерти.

Catherine Lampert, Toby Treves. Lucian Freud: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings. Modern Art Press. 1200 с.: 566 ил. £500. На английском языке
Catherine Lampert, Toby Treves. Lucian Freud: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings. Modern Art Press. 1200 с.: 566 ил. £500. На английском языке

Теперь этот труд наконец увидел свет. Издание под названием «Люсьен Фрейд: каталог-резоне масляной живописи», авторами которого стали Кэтрин Ламперт и историк искусства Тоби Тревес, представляет собой внушительный четырехтомник, насчитывающий в общей сложности более тысячи страниц. Все тома имеют обтянутую тканью твердую обложку и вложены в элегантный темно-синий футляр. Помощник Фрейда и распорядитель его архива Дэвид Доусон выбрал для публикации издательство Modern Art Press.

Первый том включает пять замечательных статей, в том числе захватывающий рассказ о работах Фрейда, написанный Джейкобом Саймоном; проникновенный анализ Тревесом фотографии, сделанной в Париже Брассаем и запечатлевшей художника с его второй женой, леди Кэролайн Блэквуд (в этом тексте автор коснулся и картины «Комната художника» (1944), написанной в короткий период увлечения Фрейда сюрреализмом); а также эссе Ламперт о скульптуре, «первой и последней любви» Фрейда, и о его любимом скульп­торе Огюсте Родене.

Люсьен Фрейд. «Голова мужчины. Портрет I». 1963.  Фото: Lucian Freud Archive
Люсьен Фрейд. «Голова мужчины. Портрет I». 1963.
Фото: Lucian Freud Archive

Масштабы исследовательской работы, потребовавшейся для издания каталога, трудно с чем-то сравнить. Кэтрин Ламперт пересмотрела в оригинале 460 из 507 выявленных произведений и, где было возможно, изучила их оборотную сторону для уточнения провенанса. Она даже разыскала те самые ставни, которые изображены на полотне «Человек с чертополохом» («Автопортрет») (1946), написанном Фрейдом в молодости на греческом острове Порос. Авторы статей занимались поиском неизвестных широкой публике картин, используя «библию» — передвижной архив источников, собранный агентом Фрейда Джеймсом Киркманом, а также журналы продаж лондонской Hanover Gallery.

Работу затрудняло то обстоятельство, что художник имел привычку продавать картины друзьям, когда нуждался в деньгах, или отдавать их за проигрыш в азартных играх.

Ряд спорных работ не включен в каталог. Например, натуралистический портрет обнаженного мужчины, приобретенный коллекционером из Северной Африки в 1997 году. Биограф Фрейда Уильям Фивер высказался по поводу аутентичности этого полотна весьма категорично: «Ничего подобного среди работ Люсьена нигде и никогда не могло сохраниться. Любая из сертифицируемых работ коренным образом отличается от этой, написанной слишком старательно, тщательно, правильно».

Люсьен Фрейд. «Девушка в берете». 1951-1952.  Фото: Lucian Freud Archive
Люсьен Фрейд. «Девушка в берете». 1951-1952.
Фото: Lucian Freud Archive

Еще одним испытанием для авторов каталога, по словам Ламберт, стала проблема включения в него «незавершенных» работ, учитывая манеру художника писать по три-четыре эскиза к каждой картине. В частности, в него внесли замечательную незаконченную «Голову мужчины» (около 1956), изображающую физика и математика Питера Бёртона, которая прежде не выставлялась и не репродуцировалась. Выразительная живописная манера, отличающая этот портрет, напоминает второй портрет Фрэнсиса Бэкона, который тоже не был закончен (возможно, потому, что модели было нестерпимо скучно позировать). «Годами позже, нуждаясь в деньгах для оплаты долга, — объясняет Ламберт в комментарии к портрету Бэкона, — Фрейд продал картину арт-дилеру Уильяму Дарби и тут же проиграл полученные £600 в букмекерской конторе». Заказанный журналом Time в 1960 году портрет кинорежиссера Ингмара Бергмана также не был завершен — отчасти потому, что тот отказался позировать в последний день пребывания Фрейда в Стокгольме, а отчасти из-за отрицательного отношения художника к идее распространения его работы миллионным тиражом. «Я сделал то, чем занимается только литературный поденщик, и со мной поступили соответственно», — сказал Фрейд после того, как Time заплатил вдвое меньше оговоренной суммы под предлогом того, что портрет не окончен. Автор отдал его в счет долга радиологу Оливеру Скотту.

Фрейд сопротивлялся излишнему старанию в изучении его жизни и творчества. Он был целеустремленным, неудержимым и властным, что и делало его популярным. Выпущенный каталог-резоне с его почти идеальным по скрупулезности анализом творчества Фрейда дает возможность лучше, чем когда-либо, познакомиться с этим самым противоречивым и талантливым художником послевоенной Британии. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+