В этом году сразу два состоятельных предпринимателя собираются открыть частные художественные институции в Казахстане — стране, которая пытается найти баланс между близостью к России и крепнущими связями с Европой и Китаем. Обе институции появятся в Алма-Ате — культурном и экономическом центре страны и ее крупнейшем городе.
Первый, Центр современной культуры «Целинный», должен открыться осенью в здании кинотеатра советской эпохи, реконструированном по проекту британского архитектора Асифа Хана. Основатель центра Кайрат Боранбаев нажил состояние на инвестициях в нефтегазовую промышленность, недвижимость, розничную торговлю и фармацевтику. Он входит в число ключевых фигур спортивного сектора Казахстана, являясь, в частности, председателем совета директоров самого успешного футбольного клуба Алма-Аты «Кайрат».
А на сентябрь намечено открытие Almaty Museum of Arts (Художественный музей Алма-Аты) — огромного здания площадью 10 тыс. кв. м по проекту британской архитектурной компании Chapman Taylor. Основатель институции Нурлан Смагулов в 1992 году создал КМК «Астана Моторс», а десятилетие спустя занялся недвижимостью, учредив компанию Mega Center Management, которая ведет строительство торговых центров.
Almaty Museum of Arts станет первым в Центральной Азии частным музеем, специализирующимся исключительно на региональном искусстве модернизма и современном искусстве. В нем будут экспонироваться произведения из коллекции Смагулова, состоящей из более чем 700 работ, в которой художники Казахстана и Центральной Азии соседствуют с такими зарубежными звездами, как Билл Виола, Алисия Кваде, Ричард Серра и Йинка Шонибаре. «Этот музей наводит мосты между искусством Центральной Азии и мировой культурной сценой, предлагая универсальный современный опыт и в то же время подчеркивая самобытность нашего региона», — говорит коллекционер.
Художественный руководитель музея Меруерт Калиева называет его точкой связи культур. «Наши выставки, публичные программы и публикации прослеживают художественную эволюцию Казахстана, сложившуюся под влиянием наследия кочевников, советской истории и стремительных перемен после обретения независимости. Глобальные влияния открывают возможности для диалога и дают более глубокий контекст», — говорит она.
Калиева подчеркивает, что в готовящихся экспозициях нашли отражение прошлое и настоящее культурного обмена. Это касается и персональной ретроспективы Алмагуль Менлибаевой, и групповой выставки „Қонақтар“ («Гости»), исследующей темы миграции и идентичности. «Миграция играла определяющую роль в истории Казахстана XX века, — объясняет главный куратор музея Инга Лаце. — Экспозиция „Қонақтар“ говорит о национальной идентичности, отражает традиции кочевников и обращается к истории принудительного переселения в советское время».
Центр «Целинный» прежде существовал в формате кочевой художественной организации. В здании бывшего кинотеатра, где он теперь расположится, в годы СССР показывали соцреалистическое кино. По словам директора центра Джамы Нуркалиевой, здание планировали снести, но его удалось отстоять. «Мы упорно боролись за его сохранение, нас открыто поддерживали активисты, соседи и журналисты. Мы не пытались представить его в идеализированном виде, мы показали разрушенное пространство и создали в нем нечто значимое», — объясняет она.
Название «Целинный», образованное от слова «целина» — неосвоенная, но плодородная земля, отсылает к развивающимся художественным практикам Казахстана и истории превращения земель кочевников в пашню в советский период. «Это название символически возвращает историю, — объясняет архитектор Хан. — Когда вы ступаете на эту землю, она приглашает вас в новое состояние ума — на нетронутую территорию для новой культурной идентичности».
Современные казахские художники, в том числе Алмагуль Менлибаева и Сауле Сулейменова, добились признания на международной арт-сцене благодаря работам, посвященным истории колониализма, проблемам экологии, связанным с энергетической отраслью Казахстана, и мультикультурной идентичности. Открывающая центр «Целинный» программа под названием «Барсакельмес» включает концерты, перформансы и дискуссии, посвященные традициям кочевников, вопросам экологии и местной мифологии. «Организаторы всех выставок и представлений в стране должны получать на них разрешение либо подавать уведомление», — говорит Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. Однако Нуркалиева уверена, что «Целинному» удастся договориться о смягчении ограничений. «Наша цель — стимулировать дискуссию, не отстаивать или осуждать какие-либо идеи, а поднимать вопросы и способствовать развитию критического мышления и непрерывной дискуссии о том, что значит быть человеком, — говорит она. — Мы поэтичны, гибки и изобретательны».
Алма-Ата находится на географическом и символическом перепутье и ищет баланс между экономическими амбициями, стратегическими союзами и внутренним контролем. Когда эти институции заработают, их готовность идти наперекор или подчиняться устоявшимся традициям будет красноречивее любых слов. Джама Нуркалиева настроена оптимистично. «В основе всего, что мы делаем, лежат свобода духа и понимание, — говорит она. — Наша главная цель — расширение интеллектуальных сообществ».