18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева

Катя Медведева. «Балет». 2010. Фото: Архив художницы
Катя Медведева. «Балет». 2010.
Фото: Архив художницы
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Неординарные, ни на кого не похожие, творчески плодовитые. Первая — Натта Конышева, мастер «репортажной живописи с элементами чудес», умерла три года назад. Вторая — Катя Медведева, легенда наивного искусства, ей 88 лет. Обе — особый случай для арт-рынка

У разных по образованию, судьбе и манере художниц есть и нечто общее — умение наблюдать и остро воспринимать то, что их окружало, и создавать искусство легко и естественно. Почти ровесницы, обе оставили огромный корпус работ, по 10 тыс. живописных картин, обе привлекали внимание своими экстравагантными образами. Цены на работы Натты Конышевой и Кати Медведевой все еще не запредельные, но растут с каждой выставкой — а их немало. По совпадению их творчеством и наследием занимается художник, искусствовед, куратор и галерист Татьяна Кроль, которая поговорила с нами.

Начнем с невероятной Натты. Кепка, треники под юбкой, на одной ноге кед, на другой — кроссовок. Куда бы она ни приходила, будь то музейный вернисаж или квартирник, балет или рок-концерт, всегда рисовала на попавшихся под руку клочках бумаги. Эта маленькая худенькая женщина завораживала своей самодостаточностью и независимостью.

Натта Конышева родилась в 1935 году в Москве. Получила образование художника-графика в Московском полиграфическом институте: училась у крупнейшего мастера русской гравюры и искусства книги Владимира Фаворского. В 1960–1970-х работала в промышленной графике, иллюстрировала и оформляла разные издания. Этапным стало для нее знакомство с Элием Белютиным: в 1960-х она посещала его студию «Новая реальность», которая расширила ее понимание горизонтов искусства. Если от Фаворского Конышева переняла конструктивную линейность рисунка, то от Белютина — раскрепощенность и высшую степень свободы. Наибольшее влияние, однако, на нее оказал Дмитрий Гордеев, входивший в «Двадцатку московских художников» Малой Грузинской, 28. Они дружили много лет. Ее особенный творческий метод, который художница нарекла «репортажной живописью с элементами чудес», они разрабатывали вместе. Только у Гордеева живопись оставалась в рамках натуры — Конышева же привносила в нее нечто невероятное. По ее картинам можно писать историю московской арт-сцены последних десятилетий — так много среди персонажей конкретных людей: художников, галеристов, искусствоведов.

Борис Сысоев. Портрет Натты Конышевой. Фото: Борис Сысоев
Борис Сысоев. Портрет Натты Конышевой.
Фото: Борис Сысоев

«Искусство Натты неподвластно конъюнктуре, оно завораживало особыми живописными символами. Существующее без претенциозности, точечно пристальное и в то же время всеобъемлющее. Ее карикатурная манера особого социального ехидства, философии и юмора уникальна, стилистически узнаваема и оказывает непостижимое воздействие с первого взгляда. Ее стиль — это синтез документального реализма и фантастического экспрессионизма, замешанного на сюрреализме и примитивизме», — рассказывает Татьяна Кроль, которую Натта Конышева называла своей музой и не раз рисовала. Она организовала серию посмертных выставок художницы и на сегодняшний день является единственным исследователем ее творчества.

В марте 2024 года в Государственном институте искусствознания состоялась выставка «Иллюстрация ускользающей эпохи». С марта по май 2025 года Галерея на Шаболовке показывала «Репортаж с элементами чудес», приуроченный к 90-летию художницы. Там под потолком парят листы с зарисовками. Таких после смерти Конышевой остались десятки тысяч, и их еще предстоит разобрать и осмыслить. Живописных работ она успела создать очень много — более 10 тыс. холстов. Многие дарила, другие продавала за символические суммы, но буквально пачками. В советские годы при средней зарплате в 80 руб. картину Конышевой можно было купить за 30. Многие могли себе их позволить.

Художница имела огромную мастерскую от МОСХа в Серебряническом переулке, и все ее 15 комнат на двух этажах были набиты картинами, инсталляциями и всевозможными находками с блошиных рынков вроде масок, фигурок балерин и щелкунчиков. Это место имело магнетическую силу, там бывали иностранные коллекционеры и простые инженеры, люди из очень разных социальных слоев. Круг ее почитателей весьма велик, ее вещи есть во многих московских коллекциях. Работы находятся в собрании Русского музея и Третьяковской галереи. Дважды она выставлялась во Франции: первый раз в 1988-м, второй — в 1994-м. Тогда французский славист и коллекционер Рене Герра показывал ее «чудесные репортажи» в Ницце — рядом с работами Марка Шагала, Анри Матисса и Кати Медведевой. За 60 лет художница создала десятки тысяч живописных полотен и множество рисунков. Кто распоряжается ее наследием? Где оно хранится?

Натта Конышева. «Фотограф в Гурзуфе». 1978.  Фото: Архив художницы
Натта Конышева. «Фотограф в Гурзуфе». 1978.
Фото: Архив художницы

«Волею судеб я работаю с наследием Натты Конышевой после ее ухода в 2022 году, сотрудничаю с наследником — сыном Натты Кириллом Гарнисовым — и с коллекционерами, — рассказывает Татьяна Кроль. — У Кирилла более 400 работ разного формата. Конышева написала огромное количество произведений, но не все закончены, многие так и остались на уровне эскизов. Форматных, полностью сделанных многофигурных полотен в России не так много. Превосходное собрание живописи осталось во Франции у Рене Герра. В Третьяковской галерее 15 картин, из них 12 из коллекции Леонида Талочкина. Также есть в Русском музее и в Московском музее современного искусства. В Москве самая значительная коллекция у Сергея Трофименко: почти 300 картин, в том числе раннего периода, и сотни рисунков. Перешла ему по наследству.

Хорошее собрание в московской галерее современного искусства Artstory и в ряде музеев России, Франции, в частных и корпоративных собраниях по всему миру. Зураб Константинович Церетели приглашал ее с персональной выставкой в свою галерею на Пречистенке, но Натта отказывалась под разными предлогами».

На вопрос, наблюдается ли рост цен на произведения художницы после ее смерти (в последние годы жизни работы среднего формата — 50 на 70 см — продавались примерно по 150 тыс. руб.), Татьяна Кроль отвечает: «Благодаря нашим усилиям в выставочной политике цены на Натту Конышеву растут. Особенно на законченные жанровые полотна максимально большого размера, стоимость которых на сегодняшний день определена около 3 млн руб. Натта Конышева занимает свое, достойное место в табели о рангах мирового современного искусства».

В 1990 году на лондонском аукционе Phillips метровая картина «Новый год» ушла с молотка за $6,7 тыс. В 2007 и 2013 годах были продажи в диапазоне $1,7–3,5 тыс. Сегодня эскизные работы Конышевой продаются на торгах за 25–40 тыс. руб. Но коллекционеры стремятся пополнять свои собрания прежде всего ранними работами, цены на них начинаются от 1 млн руб. и оправданно растут; 150–300 тыс. руб. стоят законченные произведения позднего периода. Однако вслед за Татьяной Кроль аукционисты уверены, что у художницы большой потенциал на арт-рынке. Каждая выставка привлекает новых поклонников, развивая интерес к ее личности и творчеству.

Катя Медведева в 2006 году. Фото: Юрий Белинский / ТАСС
Катя Медведева в 2006 году.
Фото: Юрий Белинский / ТАСС

Ныне здравствующая 88-летняя Катя Медведева, в отличие от Натты Конышевой, не получила художественного образования, манера ее иная, но роль на арт-сцене похожа. У легенды наивного искусства сложная судьба. Она родилась в 1937 году в селе Голубино Курской области. Зажиточную крестьянскую семью раскулачили, отец пропал на фронте, мать умерла в 1946-м. Девятилетнюю Катю отдали в детдом. Картины она начала рисовать в 40 лет, работая уборщицей в художественной школе. С тех пор написала, как и Натта Конышева, не менее 10 тыс. хостов, часто сразу несколько картин за сутки. При этом у нее никогда не было мастерской. Она пишет прямо в своей спальне в трехкомнатной квартире, где раньше жила с дочерью и внуком, а сейчас — с помощницей, подругой ныне покойной дочери. Сегодня Катя Медведева уже не так творчески активна, как прежде, но продолжает писать акрилом по ткани или холсту.

«С Катей Медведевой, как и с Наттой Конышевой, меня свела моя деятельность в московском Центре современного искусства М’АРС, где я работала с выставочными проектами, — рассказывает Татьяна Кроль. — В 2005 году у нас была выставка „Большой театр: путешествие в Зазеркалье“, где работы Кати Медведевой выставлялись совместно с фотографиями Саши Мановцевой. Когда пересекаешься с интересным художником, невольно залипаешь, начинаешь более пристально всматриваться в его искусство. Катя Медведева — чрезвычайно яркий художник. Первая моя кураторская выставка Кати Медведевой прошла в 2010 году в Словацком институте в Москве. Экспозиция включала 50 живописных работ: рафинированные балерины, ангелы, святые с грустными глазами, Пушкин, Гоголь, Есенин, подсолнухи, деревенские пейзажи, написанные на холстах, на бархате, на парче, с перьями, кружевом и блестками, на узорчатой блестящей ткани, изготовленной словно для церковных облачений. Зачастую в полотна вклеивались стеклярус, разно­цветные блестки, сделанные с большой фантазией и производившие неизгладимое впечатление. Сама художница — в экстравагантном костюме, в собственноручно разрисованных райскими цветами ботинках — была незаурядным экспонатом на вернисаже. Катя Медведева, кажется, уже последняя живая легенда наивного искусства».

Живопись Кати Медведевой отличают импровизационный характер, почти детский взгляд, романтическая экспрессия и масштабность мышления. В марте 2025 года прошла значительная выставка ее работ из московских собраний в Государственном институте искусствознания. В 2023 году в Рязани открылась выставка из частных коллекций «Тихая жизнь красоты». А в 2022-м во Всероссийском музее декоративного искусства состоялся персональный проект «Вселенная Кати Медведевой», после десятилетней паузы.

Катя Медведева. «Мадонна». 2007.  Фото: Архив художницы
Катя Медведева. «Мадонна». 2007.
Фото: Архив художницы

Дверь в мир искусства Медведевой открыл Норберт Кухинке, долгие годы работавший журналистом в Москве. Он сразу приобрел значительное количество работ и выставил их на родине, в Германии. Произведения Медведевой есть в коллекции Музея наивного искусства в Ницце, во Всероссийском музее декоративного искусства, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (там большое собрание наивного искусства), Государственном музее-заповеднике «Царицыно».

Катя Медведева, как и Натта Конышева, легко дарила свои работы или расставалась с ними за символические 20–50 тыс. руб. (в 2000-е годы). Сегодня галереи продают ее ранние картины за более значимые суммы — от 200 тыс. руб. Пока цены на произведения художницы не превышали 500 тыс. руб., однако с каждой новой выставкой ширится круг галеристов, искусствоведов и коллекционеров, интересующихся ее творчеством.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+