В ходе торжественного заседания дипломатического клуба «Культура без границ: роль и развитие дипломатии культуры», которое состоялось в Москве 15 мая, было подписано соглашение о передаче в управление Нижегородскому государственному художественному музею (НГХМ) 39 произведений из коллекции Валерия Дудакова. Речь идет о работах художников-символистов, прежде всего участников объединения «Голубая роза» Николая Крымова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Петра Уткина. Музей также получит картину Михаила Ларионова «Прогулка» (1907–1908), две части которой, неизвестно кем и когда разделенные, благодаря Валерию Дудакову вновь соединились. («Правую часть я купил в 1976 году за 2 тыс. руб., левую — через 30 лет за $50 тыс.», — рассказывал он в интервью нашей газете.) Помимо живописи и графики, дар включает скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные Михаилом Врубелем, Сергеем Малютиным, Александром Матвеевым, Валентином Серовым.
Произведения «голуборозовцев» сам коллекционер считает лучшей частью своего собрания, которое насчитывает около 600 работ (кроме символизма это и авангард, и нонконформисты). Он давно размышлял над тем, как ею распорядиться. Изначально дар был предложен ГМИИ им. А.С.Пушкина, когда им заведовала еще Ирина Антонова, но договориться так и не удалось. Тогда Валерий Дудаков задумал передать «Голубую розу» на ее, можно сказать, родину, в Саратов, где родились и сдружились Кузнецов, Матвеев и Уткин — художники, работавшие под влиянием их земляка Виктора Борисова-Мусатова и составившие впоследствии ядро объединения.
«Пять лет я вел переговоры с саратовским музеем, но все застопорилось. В городе уже снесли здание, на месте которого должно было быть возведено новое, под „Голубую розу“. Территория давно огорожена, вырыт котлован, а движения никакого нет, — поделился с нами историей передачи дара Валерий Дудаков. — Получилось так, что совсем недавно я, выехав в Нижний Новгород на выставку моего старого товарища Юрия Купера, познакомился там на открытии с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Я изложил ему свою обеспокоенность судьбой коллекции, и он принял уже реальные, решительные шаги к этому делу. Не обещая мне того, что я хотел от Саратова, то есть отдельного здания, он сказал, что коллекцию можно разместить в пределах Нижегородского государственного художественного музея. Вот вам и ответ, почему появился Нижний Новгород».
Коллекционер, искусствовед
Родился в 1945 году
Окончил полиграфический техникум и искусствоведческое отделение истфака МГУ им. М.В.Ломоносова
1960-е начал собирать коллекцию: среди первых приобретений были работы художников-нонконформистов, затем собрание стало пополняться произведениями художников объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства»
1973 стал главным художником фирмы «Мелодия», оформлял конверты пластинок
1987–1993 работал в Советском (затем — в Российском) фонде культуры, заведовал отделом частных коллекций, проводившим выставки в СССР и за рубежом; создал при фонде Клуб коллекционеров; консультировал отделы русского искусства ведущих аукционных домов
С 1997 был художественным, затем генеральным директором галереи «Новый Эрмитаж»
2019 стал почетным членом Российской академии художеств
2021 открыл галерею «Непокорные», где показывает работы художников-нонконформистов из своего собрания
Пока заключено предварительное соглашение, или так называемый протокол о намерениях, который должен быть реализован к 1 сентября. К этому моменту в правом крыле здания НГХМ, которое находится на площади Минина и Пожарского и представляет искусство XX века, должны подготовить несколько залов с отдельным входом, где разместится новый Музей русского символизма.
«Хочу отдельно подчеркнуть, что за весь период своего существования наш музей еще ни разу не пополнялся столь значительной и ценной, профессионально отобранной коллекцией русского искусства, — отметил генеральный директор НГХМ Роман Жукарин. — Она не только дополнит собрание Серебряного века, но и восполнит некоторые его лакуны. Так, в музее до сих пор не были представлены работы Михаила Врубеля, Сергея Судейкина, Василия Милиоти, Николая Рябушинского, Николая Феофилактова, отсутствовали живописные полотна Петра Уткина и Артура Фонвизина. Так же, как и не было аналогов передаваемым редким предметам пластики и декоративно-прикладного искусства. Думаю, что значение этого события будем оценивать не только мы, но и наши потомки».
В левом крыле НГХМ тем временем разместится библиотека, основу которой составят книги, собранные Валерием Дудаковым, — она будет носить его имя. «Я готов передать где-то в районе 1,5–2 тыс. книг. Это издания по искусству от конца XIX века вплоть до современности, включая книги мирискусников, многотомники Игоря Грабаря, журналы „ЛЕФ“, книги конструктивистов, редкие каталоги Поповой, Родченко, иллюстрированные книги издательства Academia и искусствоведческую литературу, вышедшую при советской власти. Там будут и книги, посвященные современному искусству, но это уже лишь толика, некое дополнение к основному вкладу», — сообщил нам коллекционер. По его словам, к пополнению библиотеки присоединяются и другие люди, в том числе наследники художников.