18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мировые музеи балансируют между классикой, милотой и политикой

Выставка «Милота (Cute)» в Сомерсет-Хаусе, Лондон.  Фото: Somerset House
Выставка «Милота (Cute)» в Сомерсет-Хаусе, Лондон.
Фото: Somerset House
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Накануне Международного дня музеев, который будет отмечаться 18 мая, мы публикуем ежегодный эксклюзивный рейтинг музейной посещаемости, в десятку лидеров которого ворвался новый музей в Шанхае

Многие музеи в 2024 году просели по посещаемости — но это хорошая новость. Почему? Это знак того, что медленное восстановление после пандемии COVID-19, которая нанесла этой сфере сокрушительный удар, завершилось и теперь мы вернулись к тому, что можно назвать «привычными показателями», то есть к той ситуации, когда количество посетителей определяется такими факторами, как популярность выставок, физическая доступность или общие тенденции. Мы снова наблюдаем, как цифры ежегодно и постепенно растут или уменьшаются, но в целом остаются в стабильном диапазоне.

Возьмем, к примеру, Музеи Ватикана. В 2024 году они приняли 6,8 млн посетителей. Это почти на 1% больше, чем в 2023-м, и почти на 1% меньше, чем в 2019-м. Если точнее, то это всего на 57,5 тыс. меньше, чем в допандемийное время, что укладывается в статистическую погрешность. Так как очереди желающих поглазеть на сокровища папы римского не уменьшаются, можно с уверенностью сказать, что Музеи Ватикана работают на пределе своих возможностей.

Музеи Ватикана, Ватикан.  Фото: Renato Muolo
Музеи Ватикана, Ватикан.
Фото: Renato Muolo

Аналогичная ситуация у нашего бессменного лидера — Лувра, который в 2024 году потерял 1% посетителей. Но беспокоиться не о чем: сейчас музей «трещит по швам», тоже работая на пределе, приняв почти 9 млн человек за год. Вообще, аншлаги — постоянная проблема ряда парижских музеев.

Трудные времена для музеев Британии: между динозаврами и Тейлор Свифт

А вот некоторым лондонским музеям о такой проблеме — очередях — остается только мечтать. Для них «новая норма» выглядит более тревожно. Похоже, придется признать, что им, возможно, так и не удастся вновь достичь головокружительных цифр конца 2010‑х — по крайней мере в обозримом будущем.

Яркий пример — Тейт Модерн. Появление этой галереи 25 лет назад произвело революцию на британской арт-сцене и изменило мировое представление о том, какими могут быть и как могут работать художественные музеи. В год открытия в Тейт Модерн рассчитывали на 2 млн посетителей, а их пришло 5,3 млн. И поток не иссякал — в 2018 году Тейт Модерн обогнал Британский музей, став самой посещаемой культурной площадкой Великобритании, а в 2019-м, накануне пандемии, поставил новый рекорд — 6,1 млн человек. Однако в 2024 году музей отчитался всего о 4,6 млн посетителей, что на 3% меньше, чем в 2023-м, и на 25% меньше, чем в пиковый период.

Та же картина наблюдается и у других. В Тейт Бритен в 2024 году посещаемость увеличилась на 12%, но все равно осталась на 32% ниже уровня 2019 года. Королевская академия художеств, напротив, потеряла 12% по сравнению с 2023-м, достигнув лишь половины от допандемийного показателя. А Национальная галерея, несмотря на самую успешную выставку в своей истории («Ван Гог. Поэты и любовники» — 335 тыс. посетителей), получила в итоге прирост чуть менее 4%, оставшись на 47% ниже уровня 2019 года. То есть ее показатели посещаемости на 2,8 млн человек меньше, чем пять лет назад, и это третий год подряд самый значительный абсолютный спад в нашем рейтинге. В мае после реновации открывается обновленное Крыло Сейнсбери, и в Национальной галерее надеются, что это поможет выправить цифры.

Музей естественной истории, Лондон.  Фото: Andrea de Santis
Музей естественной истории, Лондон.
Фото: Andrea de Santis

Для британских музеев ситуация сложилась, пожалуй, более печальная, чем для остальных. В конце 1990-х — начале 2000-х они первыми перешли на новую модель финансирования, в которой умелый брендинг и жесткая коммерциализация компенсировали недостаток государственного финансирования и помощи от спонсоров. Оборотная сторона этой медали — сильнейшая зависимость от посещаемости. Поэтому таким институциям, как Тейт, сейчас сложно восстановить подорванные пандемией финансы.

В чем корни проблемы? Хотя некоторые считают, что винить во всем стоит Brexit, а другие — поворот к «политкорректной повестке», эти диагнозы осложняются тем, что отдельные британские музеи демонстрируют отличные результаты. Достаточно взглянуть на Британский музей, принявший 6,5 млн посетителей — это его лучший показатель с 2015 года, который вывел институцию на 3-е место в нашем рейтинге. А Музей естественной истории (не вошедший в наше исследование) и вовсе достиг рекордных 6,3 млн за 2023–2024 финансовый год. Возможно, бум современного искусства в Великобритании сошел на нет и внимание публики возвращается к традиционным «музейным хитам» — мумиям и динозаврам.

Выставка, посвященная певице Тейлор Свифт, в Музее Виктории и Альберта, Лондон.  Фото: V&A
Выставка, посвященная певице Тейлор Свифт, в Музее Виктории и Альберта, Лондон.
Фото: V&A

Один из способов вернуть прежние рекорды посещаемости — попытаться привлечь новую аудиторию. Музей Виктории и Альберта устроил себе самое «жаркое» в этом плане лето после пандемии благодаря выставке сценических образов певицы Тейлор Свифт, на которую ломились толпы поклонников поп-дивы. А мультидисциплинарный арт-центр Сомерсет-Хаус принял более 3 млн посетителей — это его максимум с 2018 года — благодаря выставке о «непреодолимой силе милоты в современной культуре» (с Hello Kitty, Йодой, котиками и прочими персонажами) и открытому к ней тематическому кафе.

Новые музеи набирают обороты: чем южнее, тем жарче

А как насчет новичков? Из-за нестабильности последних лет было сложно оценить реальную популярность недавно открывшихся музеев. В Гонконге посещаемость музея M+ немного снизилась (на 7% по сравнению с предыдущим годом), но остается на стабильном уровне — 2,6 млн человек. Дворец-музей в Гонконге потерял 28%, но пока еще это можно объяснить тем, что он только открылся и набирает обороты.

Вид из Восточного корпуса Шанхайского музея, Шанхай.  Фото: Chen Hao
Вид из Восточного корпуса Шанхайского музея, Шанхай.
Фото: Chen Hao

В Шанхае в прошлом году случилось два больших арт-события — и оба связаны с культурным флагманом города. У Шанхайского музея в феврале частично открылся новый филиал в Пудуне — Восточный корпус. Для публики сначала были доступны зал с бронзой и две галереи временных выставок, первой из которых стала экспозиция о древнем царстве Шу. В июне к ним прибавилось еще десять залов, а в декабре заработала вся площадка. Несмотря на неполный год работы, музей принял 4,2 млн посетителей — почти вдвое больше, чем всегда популярное у туристов главное здание в центре. В Пудуне это во многом произошло благодаря активности офисных работников и среднего класса. Этот музей возглавил наш рейтинг по Китаю, хотя данные по многим музеям будут опубликованы позже, и, вероятно, в итоге пекинский «Запретный город» его обойдет. Вторым импульсом для развития культурной жизни Шанхая стала выставка-блокбастер «На вершине пирамиды. Цивилизация Древнего Египта», проходящая с июля 2024 года по август 2025 года. К концу 2024-го ее посетило 1,3 млн человек.

Лувр в Абу-Даби продолжает рост, достигнув отметки в 1,4 млн посетителей, и этот показатель, скорее всего, увеличится после открытия в этом и в следующем году его соседей — других культурных институций на острове Саадият. Инвестиции в эффектную архитектуру окупились и в случае Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее: новое крыло помогло привлечь 2,4 млн посетителей — на 1 млн больше, чем в 2019-м.

Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней.  Фото: Wikimedia
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней.
Фото: Wikimedia

В Лиссабоне Музей современного искусства/Культурный центр Белена (MAC/CCB) завершил первый полный год работы с показателем в 589 тыс. гостей — это меньше, чем миллион, который собирал его предшественник, Музей коллекции Берарду, в 2019 году. В сентябре в городе открылся Центр современного искусства при Фонде Галуста Гюльбенкяна, что помогло всему кампусу поднять посещаемость до 413 тыс. человек.

В других странах наметившийся ажиотаж идет на спад. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло потерял 24% по сравнению со своим дебютным годом, а лондонская Национальная портретная галерея после реновации привлекла лишь на треть больше посетителей, чем в 2023-м, несмотря на то что ее часы работы увеличились вдвое.

Европа и не Европа: геополитические проблемы преодолимы

Не только парижские музеи переживают ренессанс. В Мадриде Прадо установил рекорд — 3,5 млн (на 8% больше, чем в 2019-м), а Центр искусства королевы Софии принял 1,5 млн (плюс 1%). Рейксмузеум в Амстердаме немного снизил обороты (2,5 млн, на 8% меньше), но это следствие оглушительного успеха выставки Яна Вермеера в 2023-м. Зато Музей ван Гога показал прирост на 9% — до 1,8 млн человек. Галерея Уффици во Флоренции привлекла 2,9 млн посетителей (плюс 7%).

Российские музеи после спада, вызванного событиями на Украине и разрывом прямого авиасообщения с Западом, в 2024 году медленно, но верно возвращаются к своим прежним цифрам. Государственный Русский музей отчитался о 3,6 млн посетителей — на четверть больше, чем в 2023 году, и на половину больше, чем в 2019-м. Государственный Эрмитаж, также достигший почти 3,6 млн, пока отстает на 28% от допандемийных показателей, но все же дела у него идут лучше, чем у многих лондонских арт-институций.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.  Фото: Александр Гальперин / РИА Новости
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Геополитические конфликты оказали сильное влияние на музеи Израиля и Палестины. Тель-Авивский музей изобразительных искусств из-за соображений безопасности работал только 260 дней в году, что привело к снижению посещаемости на 20% по сравнению с 2019 годом. «Из-за сокращения потока туристов нам пришлось самим ездить к общинам с гидами и сотрудниками. Групповые визиты в музей помогли сбалансировать статистику», — отметили в иерусалимском Музее Израиля. Палестинский музей в Рамалле также пострадал от резкого сокращения числа иностранных туристов и вынужден был отменять мероприятия из-за блокпостов и других ограничений безопасности. Чтобы компенсировать потери, музей сосредоточился на внешних проектах, подготовив привлекающую посетителей выставку «Газа остается историей», рассказывающую о палестинском опыте и показанную в более чем 30 локациях по всему миру. Ее аудитория (24 тыс. человек) превысила посещаемость самого музея (17 тыс.).

Без разнообразия и инклюзивности, а также политики

Музеи Палестины и Израиля страдают от войны между Израилем и ХАМАС — но культурные войны идут и в США, и они могут вскоре драматически изменить расстановку сил в музейном мире страны, особенно в Вашингтоне. В январе администрация президента Дональда Трампа отменила инициативы в области разнообразия, равенства и инклюзивности, чем вызвала смятение и неразбериху. Последствия закрытия занимавшихся этим направлением отделов и деполитизации выставок на посещаемость еще предстоит оценить, а пока стоит отметить, что в 2024 году многие из самых популярных музеев США демонстрировали откровенно политическое искусство. Например, Нацио­нальная художественная галерея (3,9 млн посетителей, на 3% больше, чем в 2023 году) с гордостью выставляла новоприобретенную серию фотографий Роберта Лонго — изображения монументальных правительственных зданий Вашингтона и сцен мятежа 6 января 2021 года. В Смитсоновском музее американского искусства (1,5 млн посетителей, включая Галерею Ренвика) прошли выставки Кэрри Мэй Уимс, показывали серию «Борцы за свободу» Уильяма Х.Джонсона и «Субверсивное, отточенное, возвышенное. Текстиль как искусство авторов-женщин». Даже само существование Национального музея афроамериканской истории и культуры можно считать политическим жестом. С устойчивыми показателями в 1,6 млн посетителей в 2023 и 2024 годах он стал четвертым по популярности художественным музеем страны и вторым в столице Соединенных Штатов.

Национальная художественная галерея с афишами выставки Роберта Лонго, Вашингтон.  Фото: The MET
Национальная художественная галерея с афишами выставки Роберта Лонго, Вашингтон.
Фото: The MET

Нью-йоркский Метрополитен-музей, как обычно, на 1-м месте по США: его главное здание посетили 5,7 млн человек (на 7% больше, чем годом ранее). На 3-м месте после Национальной галереи — Музей современного искусства (MoMA) с 2,7 млн посетителей (на 6% меньше). Самые успешные выставки Нью-Йорка оказались куда менее политизированными: «Спящие красавицы. Пробуждение моды» в Met, Эд Руша в MoMA и экспозиция Беатрис Поттер в Библиотеке Моргана — последняя обеспечила треть выручки от годовых продаж билетов (посещаемость выросла на 81%, до 280 тыс.). Исключением стала однозначно политическая выставка Дженни Хольцер в Музее Гуггенхайма (344 тыс.), но этого не хватило для роста общих показателей, музей потерял 11% (766 тыс.).

За пределами Нью-Йорка и Вашингтона лидерами стали Чикагский институт искусств (стабильные 1,3 млн человек), а также два музея в Лос-Анджелесе: Музей Дж. Пола Гетти (1,3 млн, плюс 4%) и Библиотека, художественная галерея и ботанические сады Хантингтона (1,2 млн, плюс 6%).

Выставка Дженни Хольцер в Музее Гуггенхайма, Нью-Йорк.  Фото: Guggenheim museum
Выставка Дженни Хольцер в Музее Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Фото: Guggenheim museum

Успехи Латинской Америки: Мексика и Бразилия

Несколько музеев Мексики и Бразилии в прошлом году приняли не менее 1 млн человек каждый. Впереди всех оказался Национальный музей антропологии в Мехико с 3,7 млн человек — рекорд для этой институции с обширным собранием артефактов доколумбовой эпохи, на целый миллион больше посетителей чем, у MoMA. Сосед Национального музея антропологии, частный Музей Соумайя, занял 2-е место по Мексике, отчитавшись о 2,3 млн гостей.

Еще три мексиканских музея провели очень успешные персональные выставки художников в 2024 году. Первая на его родине ретроспектива Дамиана Ортеги, во Дворце изящных искусств, привлекла 234 тыс. человек — это более четверти от общей посещаемости институции за год. Музей современного искусства Монтеррея устроил выставку-блокбастер Дэна Флавина (120 тыс. посетителей), первую в Мексике. Благодаря ей общее число гостей музея выросло на 27% — до 259 тыс. В Университетском музее современного искусства Мехико экспозиция колумбийской художницы Беатрис Гонсалес собрала 58 тыс. человек, повысив посещаемость на 31% — до 379 тыс.

Национальный музей антропологии, Мехико.  Фото: Wikimedia
Национальный музей антропологии, Мехико.
Фото: Wikimedia

Если из Мексики новости почти исключительно позитивные, то бразильские музеи показали неоднозначные результаты. Многие институции в южном штате Риу-Гранди-ду-Сул серьезно пострадали от сильнейшего за столетие наводнения, но даже в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Белу-Оризонти цифры колебались.

Особенно заметна динамика у филиалов Культурного центра Банка Бразилии (CCBB), тем более в сравнении с допандемийными показателями. Хотя CCBB в Рио впечатлил выставкой фотографий Амазонии Хироми Нагакуры (362 тыс. посетителей), его общая посещаемость упала на 7% — до 1,2 млн, что несравнимо с 2,6 млн в 2019 году. CCBB в Белу-Оризонти потерял 29% — до 1 млн, а CCBB в Сан-Паулу все еще восстанавливается после пандемии: там всего 634 тыс. гостей — на 76% меньше, чем в 2019-м. Зато CCBB в Бразилиа подрос на 12% — до 573 тыс., во многом благодаря групповой выставке иммерсивных инсталляций и цифровых проектов, посвященных солнцу (155 тыс. посетителей).

Музей Оскара Нимейера, Куритиба.  Фото: Сassiano Psomas
Музей Оскара Нимейера, Куритиба.
Фото: Сassiano Psomas

Музей Оскара Нимейера в Куритибе увеличил посещаемость на 41% — до 712 тыс.: на выставку португальской художницы Жоаны Вашконселуш выкупили 600 тыс. билетов — ошеломляющее количество. А в Пинакотеке Сан-Паулу выставка аргентинки Марты Минухин с неоновыми цветами, гигантскими мягкими скульптурами и интерактивными залами, включая довольно опасную горку, привлекла 305 тыс. человек — почти половину от общего числа посетителей (810 тыс.). Эти два музея значительно превзошли свои допандемийные показатели: Музей Оскара Нимейера — на 89%, пинакотека — на 50%.

Какие можно сделать выводы? Не исключено, что для возвращения популярности музея у публики достаточно подготовить продуманную, мастерски исполненную, с хорошим искусством и авторами, иммерсивную выставку. Или же показать милоту и котиков вроде кролика Питера, AI-котят и костюмов Тейлор Свифт.

Рейтинг подготовили Эллисон К. Мейер и Александра Тимонина

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+