18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Почему парижские музеи штурмуют толпы

Выставка We Are Here в Пти-пале, Париж.  Фото:  Petit Palais
Выставка We Are Here в Пти-пале, Париж.
Фото: Petit Palais
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Как показал музейный рейтинг, число посетителей в музеях столицы Франции заметно превысило прежние цифры. Однако для некоторых из них это оказалось проверкой на прочность и заставило задуматься о новых стратегиях приема зрителей

Парижские государственные музеи опубликовали ежегодную статистику посещаемости — цифры, которые вновь подтвердили их мировое значение. Но в ряде случаев показатели оказались чересчур впечатляющими. «8,7 млн в Лувре, 4,9 млн — в Орсе и Оранжери, 3,2 млн — в Центре Помпиду, — пишет один журналист. — Не лопнут ли от таких толп парижские музеи?»

Для директоров музеев французской столицы рост числа гостей — всегда повод радоваться и гордиться. «Миссия музея — просвещать, знакомить с коллекциями как можно больше людей, делиться своими шедеврами, — прямо говорит Сильвен Амик, возглавивший в апреле 2024 года Музеи Орсе и Оранжери. — Поэтому сама идея ограничения посещаемости противоречит нашей сути».

Однако всего через несколько недель после публикации отчета за 2024 год стало ясно, почему Лоранс де Кар, ставшая директором Лувра в 2021 году, так яро настаивает на введении дневного лимита билетов. В ее письме к министру культуры Рашиде Дати, которое просочилось в прессу и было опубликовано в Le Parisien, она открыто говорит о плачевном состоянии музея. По ее словам, посещение Лувра превратилось в «физическое испытание», а толкучка вокруг «Моны Лизы» (выставленной без поясняющих текстов, чтобы толпа проходила быстрее) ставит под вопрос саму миссию музея как общественного института.

Музей Оранжери, зал Моне, Париж.  Фото: Musée de l'Orangerie
Музей Оранжери, зал Моне, Париж.
Фото: Musée de l'Orangerie

Клер Бернарди, директор Музея Оранжери с 2022 года, признает, что проблема «чрезмерной посещаемости» — это «серьезный вопрос», который обсуждают все ее коллеги в Париже, но саму ее это не тревожит. Такого же мнения придерживаются руководители Гран-пале, Пти-пале и Музея Орсе. Все они сходятся во мнении, что Лувр — случай особый, а их общая задача — найти способ принять всех желающих, обеспечив им максимальный комфорт.

Начинается все с инфраструктуры. В Оранжери Клер Бернарди курирует реконструкцию. По ее словам, это «большой музей, запертый в маленьком здании». Реконструкция Музея Орсе (завершится в 2028 году) тоже, как подчеркивает Сильвен Амик, направлена «не просто на расширение, а на улучшение условий для посетителей». Посещаемость Орсе пора­зительно стабильна: как в 1986 году, когда музей открылся, так и сейчас он принимает в среднем 10–12 тыс. посетителей в день, с пиками до 19 тыс. «Пробки и толкучка в некоторых залах действительно могут сильно нервировать», — признает Амик. Учитывая максимальный лимит в 22 тыс. человек в день, сейчас задача музея — проанализировать потоки и улучшить посетительские маршруты.

Иногда улучшение инфраструктуры музея требует его полного закрытия. Гран-пале не работал с 2021 по 2024 год из-за серьезной реконструкции, результаты которой в итоге восхитили и архитекторов, и публику. Благодаря огромному холлу здание после реконструкции смогло удвоить вместимость, что позволит выставочному дворцу принимать международные мероприятия, включая ярмарку Art Basel.

Гран-пале, Париж.  Фото: Grand Palais
Гран-пале, Париж.
Фото: Grand Palais

Второй приоритет — развеска экспонатов. У восьми полотен «Кувшинок» Клода Моне, которые висят в специально построенных для них овальных залах на нижнем этаже Оранжери, всегда собираются зрители — и это место постоянных пробок в музее. «Если число посетителей продолжит расти такими же темпами, как сегодня, — говорит Амик, — нам когда-нибудь придется подумать, как разгрузить эти залы».

Музей изящных искусств города Парижа во дворце Пти-пале завершил 2024 год с показателем в 1,5 млн посещений — самым высоким с момента его повторного открытия в 2005 году. Директор учреждения Анник Лемуан говорит, что такой рост — результат долгосрочной стратегии по диверсификации аудитории. Более 550 тыс. человек пришли на открывшуюся в прошлом году выставку уличного искусства «Мы здесь» (We Are Here), и многие из них побывали в этом музее впервые.

Фундаментальным остается вопрос финансирования музеев. Например, средства на реставрацию фресок Пти-пале, по словам Лемуан, предоставил щедрый меценат. Центр Помпиду этой осенью на пять лет закроется на реконструкцию, стоимость которой оценивается в €262 млн — эту сумму выделяет государство. В 2025 году центр временно займет часть Гран-пале, недавняя реставрация которого обошлась в €466 млн, из которых €288 млн (61%) были выделены правительством.

Президент Франции Эмманюэль Макрон, отвечая на призыв главы Лувра Лоранс де Кар, конечно же, подтвердил планы относительно реконструкции главного национального музея: проект он оценивает в €700–800 млн, но на него, как ранее сообщали несколько источников The Art Newspaper, может потребоваться до €1 млрд, что на 30% больше, чем стоило восстановление Нотр-Дама после пожара.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+