18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.  Фото: Musée national Marc Chagall
Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.
Фото: Musée national Marc Chagall
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Уже не первый год французские музеи играют в парфюмеров, используя различные ароматы в качестве экспозиционных инструментов. У этих запахов свои познавательные и драматургические функции, требующие иной раз не только благоухания

В последние годы культурные институции во Франции все чаще обращаются к ольфакторному — связанному с восприятием запахов — опыту посетителей, иногда намеренно провоцируя их запахами, чтобы впечатление от выставки дольше оставалось в памяти.

В прошлом году Национальный морской музей представил обновленную постоянную экспозицию, дополненную эксклюзивной коллекцией запахов, которые сопровождают гостей на протяжении всего посещения. Однако, как заявила в интервью Дельфина Рабат, дизайнер интерьеров и глава агентства Casson Mann, которое участвовало в реконструкции музея, «ольфакторный опыт публике никогда не навязывается, посетителей предупреждают о том, что запахи могут быть порой резкими, неприятными». Например, в зале, посвященном затоплению нефтяного танкера Prestige в 2002 году, можно нажать на кнопку и в воздухе запахнет нефтью. Этот аттракцион призван привлечь внимание к экологическому кризису.

А Национальный музей Марка Шагала в Ницце в честь своего 50-летия призвал творческих людей разных профессий черпать вдохновение из его художественной коллекции. Так, Жан-Клод Эллена, бывший парфюмер Hermès, создал пять ароматов на основе розы как оммаж шагаловской серии «Песнь песней». «Парфюмерия — это искусство, а парфюмеры — художники», — уверен Грегори Кудерк, научный руководитель музея. Перед каждым полотном Шагала поставили стулья, на которых разместили стаканчики с ароматизированными бумажными полосками, предложив посетителям присесть и вдохнуть композиции от Эллена.

Правда, музеям не всегда удается достичь желаемого результата. Некоторые посетители выставки «Вечный Альфонс Муха», проходившей в 2023 году в парижском Гран-пале Иммерсиф, жаловались на то, что цветочный аромат, созданный TechnicoFlor как воплощение чувств чешского художника к актрисе Саре Бернар, казался кричащим и неуместным. «Я не понимаю, каким образом смесь розы, камелии и жасмина символизирует их отношения, — заявил тогда один французский искусствовед. — Еще больше раздражало то, что пришлось совать нос в дырку, просверленную в стене».

Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature
Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы.
Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature

Похоже, заигрывание с ароматами на выставках началось с Музея изящных искусств в Ла-Рошели, где в 2016 году появился целый «ольфакторный стол», который должен был помочь слабовидящим посетителям оценить экспонаты. Через год марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Один из них, «Аромат единорога», содержал кастореум — вещество, которым бобры метят территорию. Посетители с удивлением отмечали, что аромат скорее приятный, чем отталкивающий.

На фестивале искусств в Нанте в 2021 году его тогдашний арт-директор Жан Блез предложил публике выбрать лучший из трех изготовленных на заказ ароматов, которые представили в замке герцогов де Бретань. В результате голосования победила композиция Бертрана Дюшофура с нотками магнолии, цитрусовых, розовых ягод, рома, пачулей и ветивера. Кажется, запахи и правда манят: фестиваль посетило более 300 тыс. человек. Основанный Блезом фестиваль под открытым небом породил дюжину подобных мероприятий по всей Франции.

В сувенирном магазине при Национальном морском музее запасы камешков, пропитанных ярким ароматом «Морской шлейф» на основе водорослей, который придумал парфюмер Нат-Али Лорсон, раскупают с завидной скоростью. «Мы хотели дать публике возможность прикоснуться к морской истории и привезти домой частичку музея», — говорит директор институции Тьерри Гассерон.

Похоже, эта мода в ближайшее время вряд ли выветрится. Diptyque, французский бренд ароматов, уже открыл фонд, в задачи которого, по словам его президента Лоранс Семишон, входит сотрудничество с культурными институциями для «разработки ольфакторных проектов, способствующих диалогу между искусством и природой».

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
4
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
Ивановская область может по-настоящему удивить. В XIX веке местные промышленники превращали затерянные в лесах села в процветающие города. Плоды их трудов чудом сохранились, а некоторые фабрики и музеи и сегодня функционируют
04.07.2025
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
5
Садовая галерея
Частные ландшафтные сады как новый тренд, который помогают воплощать высокотехнологичные гаджеты CAIMAN
04.07.2025
Садовая галерея
6
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
7
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28 июля. И пока сайт не будет обновляться, мы предлагаем посмотреть дайджест наших текстов за этот год и спланировать свой досуг и поездки
04.07.2025
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+