18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Мстёрский ювелир» обновляется

Подстаканники теперь будут выпускать и на производстве «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Подстаканники теперь будут выпускать и на производстве «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

Главное предприятие старинной Мстёры модернизирует свое производство и планирует открытие собственного музея и арт-зоны

Одно из главных ювелирных предприятий России, которое сохранило историческую направленность народно-художественных промыслов, находится в поселке Мстёра Владимирской области. Завод «Мстёрский ювелир» — наследник и прямой потомок старых мастеров, живших в Мстёре в XVII–XVIII веках. Правда, тогда это были владения близких к царскому двору князей Ромодановских, а само место вплоть до XIX века называлось Богоявленской слободой. Главное достижение мстёрских ювелиров — виртуозное владение техникой филиграни, которая до сих пор остается визитной карточкой бренда «Мстёрский ювелир».

Фирменные изделия завода «Мстёрский ювелир».  Фото: «Мстёрский ювелир»
Фирменные изделия завода «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

Еще одно место недалеко от Владимира, где художественная обработка металла была основой народных промыслов, — город Кольчугино. Там, как и прежде, располагается известный на всю страну завод «Кольчугинский мельхиор». В 1896 году купец Александр Кольчугин открыл цеха по производству посуды, и почти 130 лет работа здесь не останавливается. Фирменное кольчугинское изделие — фигурный подстаканник; сейчас его ассортимент насчитывает уже сотни моделей. Также тут выпускается больше десятка коллекций столовых приборов из мельхиора с серебрением, несколько коллекций посуды ручной работы и премиальная коллекция посуды и аксессуаров для готовки из чистой меди, которую так любят шеф-повара топовых ресторанов.

Два исторических предприятия с недавних пор принадлежат одному владельцу — Уральской горно-металлургической компании. И руководством было принято решение о частичном объединении производств с переносом и размещением мощностей на площадке в Мстёре. Дело в том, что команда «Мстёрского ювелира», как главной градообразующей единицы, понимает, что заброшенный и обветшалый поселок нуждается и в новых рабочих ресурсах, и в развитии туристической привлекательности, над чем активно работает руководство. Поэтому объединение мощностей с «Кольчугинским мельхиором» позволит уверенно продвигаться по намеченному пути. К тому же это даст возможность кольчугинскому заводу продуктивно развивать другие направления, поскольку выпуск подстаканников, одного из главных символов российских железных дорог, будет налажен на новой, мстёрской площадке. А это важный момент, ведь «Кольчугинский мельхиор» остается крупнейшим в России производителем подстаканников и основным поставщиком РЖД, так что грандиозные объемы производства вообразить несложно.

Новая производственная линия на заводе «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».  Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Новая производственная линия на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

За прошедший год это объединение развернулось во всю силу: был выполнен комплекс работ по перепланировке, реконструкции, капитальному ремонту и переоборудованию основных производственных помещений «Мстёрского ювелира», но при этом сохранены возможности изготовления всех номенклатурных позиций бренда. То есть и мастерицы, создающие изделия из филиграни, и граверы, по старинке вручную наносящие витиеватые узоры на серебряную посуду, продолжают свою работу. В то же время проведена глобальная реконструкция гальванического цеха с установкой современной и безопасной линии никелирования в комплексе с современными, безопасными и сертифицированными очистными сооружениями и современной же системой водоподготовки. Из Кольчугина перевезено, смонтировано и запущено в работу оборудование в травильном цеху и установлена новая линия ручного серебрения. Также произведены демонтаж старой и установка новой системы вентиляции, которая соответствует нормам СанПиН и противопожарной безопасности, дополнительно осуществлена полная реконструкция участка полировки с обновлением оборудования. Такая внимательная и продуманная модернизация — принципиальная позиция руководства компании, которое максимально ответственно относится не только к рабочим условиям для сотрудников, но и к влиянию производства на окружающую среду. Например, даже утилизация хлопковых полировочных валиков здесь осуществляется с минимальными выбросами и отходами. Потому неудивительно, что гипсовая формомасса, которая используется для создания матриц штамповки и литья, тоже утилизируется с умом. Ее размывают, получившийся материал подвергают специальной обработке, после чего массу используют для изготовления экологичных детских наборов для творчества (до 100 тыс. в год). И на обновленной площадке «Мстёрского ювелира» сейчас как раз разворачивается еще одно производство таких наборов с разнообразными гипсовыми фигурками.

Мастер за работой над изделием из филиграни.  Фото: «Мстёрский ювелир»
Мастер за работой над изделием из филиграни.
Фото: «Мстёрский ювелир»

Одно из главных достижений модернизации — новый цех площадью более 800 кв. м. Там планируется наладить производство медной и латунной посуды методом глубокой вытяжки, подстаканников и столовых приборов из мельхиора. В перспективе намечается запуск особой линии производства — клинков для ножей, аналогов которой в России не существует.

Чтобы сделать старинный поселок еще более привлекательным для туристов, в планах у «Мстёрского ювелира» создание музея с брендовым магазином и самостоятельной арт-зоны, так что вскоре об истоках мстёрской филиграни и местного ювелирного промысла можно будет узнавать буквально из первых рук.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+