18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Мстёрский ювелир» обновляется

Подстаканники теперь будут выпускать и на производстве «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Подстаканники теперь будут выпускать и на производстве «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

Главное предприятие старинной Мстёры модернизирует свое производство и планирует открытие собственного музея и арт-зоны

Одно из главных ювелирных предприятий России, которое сохранило историческую направленность народно-художественных промыслов, находится в поселке Мстёра Владимирской области. Завод «Мстёрский ювелир» — наследник и прямой потомок старых мастеров, живших в Мстёре в XVII–XVIII веках. Правда, тогда это были владения близких к царскому двору князей Ромодановских, а само место вплоть до XIX века называлось Богоявленской слободой. Главное достижение мстёрских ювелиров — виртуозное владение техникой филиграни, которая до сих пор остается визитной карточкой бренда «Мстёрский ювелир».

Фирменные изделия завода «Мстёрский ювелир».  Фото: «Мстёрский ювелир»
Фирменные изделия завода «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

Еще одно место недалеко от Владимира, где художественная обработка металла была основой народных промыслов, — город Кольчугино. Там, как и прежде, располагается известный на всю страну завод «Кольчугинский мельхиор». В 1896 году купец Александр Кольчугин открыл цеха по производству посуды, и почти 130 лет работа здесь не останавливается. Фирменное кольчугинское изделие — фигурный подстаканник; сейчас его ассортимент насчитывает уже сотни моделей. Также тут выпускается больше десятка коллекций столовых приборов из мельхиора с серебрением, несколько коллекций посуды ручной работы и премиальная коллекция посуды и аксессуаров для готовки из чистой меди, которую так любят шеф-повара топовых ресторанов.

Два исторических предприятия с недавних пор принадлежат одному владельцу — Уральской горно-металлургической компании. И руководством было принято решение о частичном объединении производств с переносом и размещением мощностей на площадке в Мстёре. Дело в том, что команда «Мстёрского ювелира», как главной градообразующей единицы, понимает, что заброшенный и обветшалый поселок нуждается и в новых рабочих ресурсах, и в развитии туристической привлекательности, над чем активно работает руководство. Поэтому объединение мощностей с «Кольчугинским мельхиором» позволит уверенно продвигаться по намеченному пути. К тому же это даст возможность кольчугинскому заводу продуктивно развивать другие направления, поскольку выпуск подстаканников, одного из главных символов российских железных дорог, будет налажен на новой, мстёрской площадке. А это важный момент, ведь «Кольчугинский мельхиор» остается крупнейшим в России производителем подстаканников и основным поставщиком РЖД, так что грандиозные объемы производства вообразить несложно.

Новая производственная линия на заводе «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».  Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Новая производственная линия на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

За прошедший год это объединение развернулось во всю силу: был выполнен комплекс работ по перепланировке, реконструкции, капитальному ремонту и переоборудованию основных производственных помещений «Мстёрского ювелира», но при этом сохранены возможности изготовления всех номенклатурных позиций бренда. То есть и мастерицы, создающие изделия из филиграни, и граверы, по старинке вручную наносящие витиеватые узоры на серебряную посуду, продолжают свою работу. В то же время проведена глобальная реконструкция гальванического цеха с установкой современной и безопасной линии никелирования в комплексе с современными, безопасными и сертифицированными очистными сооружениями и современной же системой водоподготовки. Из Кольчугина перевезено, смонтировано и запущено в работу оборудование в травильном цеху и установлена новая линия ручного серебрения. Также произведены демонтаж старой и установка новой системы вентиляции, которая соответствует нормам СанПиН и противопожарной безопасности, дополнительно осуществлена полная реконструкция участка полировки с обновлением оборудования. Такая внимательная и продуманная модернизация — принципиальная позиция руководства компании, которое максимально ответственно относится не только к рабочим условиям для сотрудников, но и к влиянию производства на окружающую среду. Например, даже утилизация хлопковых полировочных валиков здесь осуществляется с минимальными выбросами и отходами. Потому неудивительно, что гипсовая формомасса, которая используется для создания матриц штамповки и литья, тоже утилизируется с умом. Ее размывают, получившийся материал подвергают специальной обработке, после чего массу используют для изготовления экологичных детских наборов для творчества (до 100 тыс. в год). И на обновленной площадке «Мстёрского ювелира» сейчас как раз разворачивается еще одно производство таких наборов с разнообразными гипсовыми фигурками.

Мастер за работой над изделием из филиграни.  Фото: «Мстёрский ювелир»
Мастер за работой над изделием из филиграни.
Фото: «Мстёрский ювелир»

Одно из главных достижений модернизации — новый цех площадью более 800 кв. м. Там планируется наладить производство медной и латунной посуды методом глубокой вытяжки, подстаканников и столовых приборов из мельхиора. В перспективе намечается запуск особой линии производства — клинков для ножей, аналогов которой в России не существует.

Чтобы сделать старинный поселок еще более привлекательным для туристов, в планах у «Мстёрского ювелира» создание музея с брендовым магазином и самостоятельной арт-зоны, так что вскоре об истоках мстёрской филиграни и местного ювелирного промысла можно будет узнавать буквально из первых рук.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+