18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Интеллекты объединятся на Архитектурной биеннале в Венеции

Проект инсталляции Слоновья часовня (Elephant Chapel) тайского архитектора Бунсерма Премтады.  Фото: La Biennale di Venezia
Проект инсталляции Слоновья часовня (Elephant Chapel) тайского архитектора Бунсерма Премтады.
Фото: La Biennale di Venezia
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

На 19-й Международной архитектурной биеннале устроят живую лабораторию всех разумов под девизом «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». Первые победители в номинации «За вклад» уже известны

Интересную тему придумал куратор 19-й Международной архитектурной биеннале Карло Ратти: «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». За игрой слов, где разум срастается с генами, стоит решительное предложение: уравнять в правах человека, искусственный интеллект (ИИ) и природу.

Общий вектор биеннале, которая пройдет в Венеции с 10 мая по 23 ноября, был задан до выбора куратора. Фигуру, скорее, подбирали под тему, а не наоборот. Им стал Карло Ратти, архитектор и инженер, профессор Массачусетского технологического института (MIT) и Миланского политехнического института, создатель инновационного бюро Carlo Ratti Associati (Турин, Нью-Йорк, Лондон), исследующего сближение природного и искусственного. Позицию архитектора иллюстрируют его проекты. Пять лет назад он, например, представил идею района в столице Бразилии площадью 10 млн кв. м, где должна быть создана гибридная среда обитания — человека, природы и технологий. Ратти — сторонник экоцентризма, который рассматривает природу не как безличную окружающую среду (в отличие от антропоцентризма), а как полноправного субъекта, способного думать, чувствовать, коммуницировать, но на другом, недоступном нам, уровне.

SpaceSuits. Us: A Case for Ultra Thin Adjustments. Проект.  Фото: La Biennale di Venezia
SpaceSuits. Us: A Case for Ultra Thin Adjustments. Проект.
Фото: La Biennale di Venezia

Свои взгляды уроженец Турина излагает в манифесте Архитектурной биеннале. «Пожары в Лос-Анджелесе, наводнения в Валенсии и Шерпуре, засуха на Сицилии... 2024 год ознаменовал мрачную веху: Земля зафиксировала самые высокие температуры за всю историю, что вытеснило глобальные средние показатели за пределы целевого показателя Парижского соглашения в 1,5 °C. Пришло время адаптировать архитектуру под меняющийся мир. Адаптация должна опираться на все формы интеллекта — естественный, искусственный, коллективный, охватывать поколения и различные дисциплины — от естественных наук до искусства, переосмыслить авторство, стать более инклюзивной».

Здесь резонно вспомнить, что в 2023 году, когда Билл Гейтс провозгласил начало цифровой эры, Окружной суд округа Колумбия отказал программисту Стивену Талеру признать автором созданный им алгоритм, известный как «Машина творчества», заявив: «Авторство человека является основополагающим требованием авторского права». Что стало прецедентом и своего рода вердиктом. Но, похоже, только на время. Биеннале в Венеции предлагает отказаться от страхов и тревог, связанных с развитием ИИ, настроиться на позитивный сценарий и партнерство с природой и технологией.

Manameh Pavilion. Проект.  Фото: La Biennale di Venezia
Manameh Pavilion. Проект.
Фото: La Biennale di Venezia

В проекте «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный» участвует более 750 специалистов, и это не только архитекторы и инженеры, но и математики, климатологи, философы, художники, программисты, даже фермеры и повара. Заявки на участие принимались на открытом конкурсе. Карло Ратти отобрал как опытных специалистов, которые «внедряют инновации» (среди них — лауреаты Прицкеровской и Нобелевской премий и бывшие кураторы Венецианской биеннале), так и вчерашних выпускников вузов.

Каждый из трех разделов основной экспозиции задуман как фрактальное пространство — организм, который связывает разные проекты, создавая диалог естественного (природного), искусственного (технологического) и коллективного (социального, человеческого) интеллектов. Здесь затронуты такие глобальные проблемы, как повышение температуры и демографические сдвиги. Ратти приходит к выводу: освоение космоса не выход — нужно здесь, на Земле, «построить мир с интеллектом, прислушиваясь к интеллекту мира».

Дизайн выставки готовит молодое берлинское бюро Sub под руководством Никласа Бильдштейна Заара, которое практикует «синтез новых технологий, семантический анализ и поведенческие исследования наряду с традиционными архитектурными методами», а за графический дизайн отвечает швейцарское Bänziger Hug Kasper Florio.

The Other Side of the Hill. Проект.  Фото: La Biennale di Venezia
The Other Side of the Hill. Проект.
Фото: La Biennale di Venezia

Наглядной иллюстрацией проблематики служит само место: жители Венеции давно привыкли к мысли, что их город может уйти под воду, хотя и построили систему защитных подвижных дамб «Моисей». Куратор итальянского павильона Гуэндалина Салимей назвала свой проект «Терра аква: Италия и интеллект моря». Его задача — переосмыслить взаимосвязи между сухопутными и морскими, прибрежными и портовыми районами. «Это приглашение представить себе „форму моря“, — пишет Салимей, — где есть пограничные места между землей и морем, а правила жизни постоянно перестраиваются». В павильоне Венеции сам город на воде будут рассматривать как отдельный интеллект — там соберут библиотеку, которая подчеркнет фундаментальную роль знаний и культуры в формировании будущего. Собственно, по задумке куратора вся Венеция превратится в «живую лабораторию идей», единый разум, организм. Из 66 национальных павильонов 26 разместятся в садах Джардини, 22 — в Арсенале и еще 15 разбросаны по городу. И это без учета проектов параллельной программы и того, что где-то задействованы сети площадок.

Среди спецпроектов биеннале выделяется «Маргериссима», которая расположится в помещениях старинного оружейного склада рядом с рощей возрастом более 3 тыс. лет в форте Маргера. Это одна из самых грязных зон материковой Венеции, потому как здесь заканчивается мост Свободы, что соединяет остров с побережьем. Проект посвящен принципу циркулярности, который предполагает рациональное распределение ресурсов, повторное использование материалов, замкнутый цикл производства и потребления, способствует регенерации природных систем.

Другой опорной точкой станет совместный с лондонским Музеем Виктории и Альберта спецпроект «На хранении», который исследует глобальную архитектуру складских помещений.

Canal Cafe. Проект.  Фото: La Biennale di Venezia
Canal Cafe. Проект.
Фото: La Biennale di Venezia

Обещает предъявить нечто специфическое и особый гость биеннале — один из лидеров движения арте повера Микеланджело Пистолетто, которого в 2003 году на Венецианской биеннале наградили «Золотым львом» за вклад в искусство, а в этом году выдвинули на Нобелевскую премию мира.

Кроме того, в рамках 19-й Международной архитектурной биеннале организована молодежная лаборатория по разработке и производству проектов с использованием естественного, искусственного и коллективного интеллекта, направленных на преодоление климатического кризиса. В ней примет участие более 200 студентов, аспирантов и начинающих практиков до 30 лет из 49 стран мира. 

Обладатели награды за вклад в архитектуру объявляются до начала биеннале. «Золотого льва» Архитектурной биеннале получит американка Донна Харауэй, которая считается одной из основоположниц киберфеминизма, «нового материализма», центральной фигурой в современной эпистемологии, постгуманизме. А специальный «Золотой лев» присужден скончавшемуся в 2024 году Итало Роте, итальянскому архитектору и дизайнеру, известному реконструкцией интерьеров Музея Орсе, созданием освещения собора Парижской Богоматери и берегов Сены, нового павильона Лаборатории ноосферы на Миланской триеннале. Церемония вручения наград состоится 10 мая — в день открытия XIII Архитектурной биеннале.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+