18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Штирлиц идет по коридору: выставка про женщин-режиссеров

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности при поддержке Государственного центрального музея кино открыта выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой»

В мире кинематографа, где доминируют мужчины, имена Феллини, Спилберга, Эйзенштейна и Тарковского знает каждый, а женские имена в режиссуре часто остаются в тени. Своей новой выставкой Еврейский музей и центр толерантности делает попытку восстановить справедливость. Это не просто рассказ о вкладе женщин в кино, но и предложение задуматься: почему роль женщин-режиссеров так долго игнорировалась, несмотря на подлинные шедевры, оказавшие огромное влияние на искусство кино?

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

С момента своего рождения кинематограф считался мужской территорией. Знаменитая Дороти Арзнер, единственная женщина, снимавшая кино в 1930-х на крупных голливудских студиях, вынуждена была носить мужскую одежду на площадке, чтобы ее воспринимали всерьез. Даже в СССР — казалось бы, стране победившего феминизма — ситуация выглядела немногим лучше: несмотря на декларируемое равенство полов, женщина во главе съемочного процесса была редкостью. Более того, судьба и творческий путь многих героинь выставки связаны с именами известных режиссеров-мужчин.

Советский кинематограф подарил нам удивительных женщин-режиссеров, чьи работы сегодня признаны классикой. Маргарита Барская в 1933 году создала первый в СССР детский фильм «Рваные башмаки» — пронзительную историю о жизни детей в капиталистическом мире. Ее новаторский подход к работе с юными актерами опередил время. Надежда Кошеверова, автор любимой многими поколениями «Золушки» (1947), доказала, что сказка может быть не просто развлечением, а настоящим искусством кино с превосходной актерской работой, тонким юмором и психологизмом. «Старая, старая сказка», «Каин XVIII» — ее фильмы-притчи отличались поэтичностью и вниманием к деталям.

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Особое место в истории советского кино занимает творчество Ларисы Шепитько — режиссера невероятного таланта и трагической судьбы. «Крылья» (1966) стали одним из первых советских фильмов, затронувших тему психологических травм войны. Главная героиня, бывшая летчица, с трудом находит себя в мирной жизни — это невероятно смелое высказывание для советского кинематографа. Но настоящим шедевром стал кинофильм «Восхождение» (1976) — экранизация повести Василя Быкова «Сотников». Черно-белая лента, суровый и беспощадный нуар, рассказывает о мучительном нравственном выборе в трудные годы войны, о цене предательства и силе духа. Жизнь Ларисы Шепитько трагически оборвалась в 1979 году, но оставленное ею наследие продолжает вдохновлять поколения кинематографистов обоих полов.

Центральная фигура выставки — Татьяна Лиознова, чье 100-летие стало поводом к масштабному переосмыслению ее наследия. Лиознова — редкий пример режиссера, одинаково блестяще работавшего и с «мужскими», и с «женскими» сюжетами. «Семнадцать мгновений весны» не просто культовый сериал, но и мастерский политический триллер, вполне сравнимый с работами Коста-Гавраса или Алана Пакулы. Интересно, что изначально руководство телевидения скептически относилось к идее доверить серьезный проект режиссеру-женщине. Однако Лиознова не только превосходно справилась с задачей, но и создала произведение, ставшее эталоном жанра. «Три тополя на Плющихе» — тонкая, почти чеховская история о случайной встрече, предвосхитившая всю серию «Перед рассветом» Линклейтера. А «Карнавал» — трогательная комедия, вдохновленная голливудскими мюзиклами, но с незамутненно советской душой. Киноработы Лиозновой доказали, что женская режиссура не замыкается в резервации «дамских сюжетов», ей подвластно универсальное, смелое, разножанровое и даже мужественное искусство.

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Если в середине XX века женщины-режиссеры были исключением, то сегодня ситуация меняется. София Коппола, Кэтрин Бигелоу, Андреа Арнольд — эти имена звучат наравне с мужскими. В новой России процесс идет медленнее, но и здесь ярко сверкают звезды Киры Муратовой, Анны Меликян, Оксаны Карас, Заки Абдрахмановой. Но без Ольги Преображенской, снявшей первый «Тихий Дон», без Динары Асановой, раскрывшей подростковый бунт в «Ключе без права передачи», не было бы и сегодняшнего гендерного разнообразия.

Выставка, кураторами которой выступили Нина Гомиашвили и Вячеслав Шмыров, предлагает зрителю уникальную возможность познакомиться с альтернативной историей кино, которую упускают рассказать в учебниках. Здесь много раритетных материалов. Это более 200 экспонатов из крупнейших российских музеев, государственных архивов и частных коллекций. Сценарии Лиозновой с ее пометками, кадры со съемок «Восхождения», эскизы к «Золушке», раскадровки «Трех толстяков». Это редкая возможность открыть для себя имена тех, кто стоял у истоков советского кинематографа, но долго оставался в тени «великих мужчин». Фильмы, представленные на выставке, ломают стереотипы и доказывают, что женский взгляд в кино может быть таким же глубоким и значимым, как и мужской.

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставка обязательна для всех, кто интересуется историей кино и судьбами удивительно, невероятно талантливых женщин-режиссеров, которые, как лиозновский Штирлиц — Тихонов, прошли коридорами советских киностудий ко всенародной любви и славе.

Еврейский музей и центр толерантности
«Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+