18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей «Гараж» запустил новые направления издательской деятельности

В Музее современного искусства «Гараж» представили обширные планы издательской программы. Фото: Артур Шураев / Unsplash.com
В Музее современного искусства «Гараж» представили обширные планы издательской программы.
Фото: Артур Шураев / Unsplash.com

В 2025 году музей «Гараж» выпустит более 40 книг об искусстве, архитектуре, фотографии, кинематографии и танце, включая сценарии Сергея Эйзенштейна, «Сюрреализм в стране большевиков» и сборник по мотивам выставки «Мы храним наши белые сны»

В Музее современного искусства «Гараж» представили обширные планы издательской программы, включающие как продолжение популярных серий, так и запуск новых, а также проведение «Книжных недель» в российских регионах.

Несмотря на то что музей уже выпускал книги, посвященные архитектуре (например, «Бумажная архитектура. Антология» Юрия Аввакумова и «„Параллельная архитектура“ оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия» Андрея Бокова), сейчас это направление решили выделить в самостоятельную серию.

«Хронологически это будет авангард до советского модернизма. Мы планируем переиздать некоторые книги, которые выпускало ABCdesign Дмитрия Мордвинцева и которых сейчас уже не найти в продаже. Они будут актуализированы в связи с тем, что часть зданий, к сожалению, была снесена, а по другой открылись новые данные», — рассказала главный редактор издательского отдела «Гаража» Ольга Дубицкая.

Пока что речь идет о двух книгах: «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» и «Архитектура авангарда. 1920–1930». Над обеими работали Николай Васильев и Елена Овсянникова, над первой книгой — в соавторстве с Татьяной Воронцовой.

«Еще у нас будет суперкнига про архитектуру Москвы с 1917 по 1941 год — „Москва на стройке“. В нее будет включено несколько тысяч зданий в форме каталога. В процессе работы было сделано огромное число открытий, уточнены имена архитекторов, найдены первые публикации об этих зданиях», — сообщила наша собеседница.

Параллельно «Гараж» продолжит серию, посвященную архитектуре советского модернизма, вокруг которого в последнее время, в связи с возможным сносом в Москве зданий цирка на проспекте Вернадского и СЭВа на Новом Арбате, актуализировалась общественная дискуссия. К уже имеющимся изданиям об архитектуре Москвы, Алма-Аты и Ленинграда добавятся книги о Ереване и Ташкенте.

Также продолжится «Директорская серия», в которой выйдут книга о первом директоре нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) Альфреде Барре, благодаря которому там появились произведения Малевича и Пикассо, и книга об Анетте Басс, директоре Куйбышевского (Самарского) художественного музея, написанная ее дочерью. Это не такой известный факт, но она возглавляла музей почти столько же, сколько легендарная Ирина Антонова — Пушкинский.

Еще одна ожидаемая книжная новинка связана с выставкой «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969», показанной в «Гараже» в 2020 году и отмеченной Премией The Art Newspaper Russia как выставка года. Сборник «Мы храним наши белые сны..», который редактируют кураторы проекта Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано в содружестве с Надеждой Плунгян, включит 14 статей, в том числе исследование об эзотерических практиках Андрея Белого.

Также в «Гараже» отметили, что по-прежнему продолжают заниматься переводными изданиями и зарубежные издательства идут навстречу предложениям из российского музея. Например, итало-швейцарский куратор, директор Центра современного искусства в Женеве Андреа Беллини предложил для России другое название своей книги — «Лишь бы не работать. Истории о современном искусстве» (прежнее показалось ему слишком скучным и формальным).

Акцент в этом году в музее делают на работу с российскими регионами. Не сказать, что это нечто совершенно новое, так как «Гараж» и раньше уделял немало внимания развитию искусства в разных городах и его представлению, проводя, например, Триеннале российского современного искусства. Сейчас это направление выделилось в новую серию издательской программы — «Открытые системы». Первой книгой в ней стала «Ничего не происходит. Путеводитель по альтернативному искусству Смоленска» Яны Двоенко.

Также музей продолжит запущенный в конце прошлого года проект «Книжные недели» с презентациями книг и лекциями, которые пройдут в книжных магазинах Владивостока, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калининграда, Новосибирска, Санкт-Петербурга и других городов.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+