18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Орхан Памук: не только литератор, но и иллюстратор собственной жизни

При публикации Орхан Памук изъял из своих рисованных блокнотов календарную последовательность.  Фото:  Orhan Pamuk archive
При публикации Орхан Памук изъял из своих рисованных блокнотов календарную последовательность.
Фото: Orhan Pamuk archive
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Знаменитый турецкий писатель опубликовал свои блокноты, в которых тексты неразрывно связаны с изображениями. Это издание может служить наглядным свидетельством того, как, по признанию Памука, он воскресил в себе художника, убитого в юности им самим

Самый известный из ныне живущих турецких литераторов, нобелевский лауреат и автор множества романов-бестселлеров, Орхан Памук с детства питал одну тайную страсть. Уже в зрелом возрасте, в период с 2009 по 2022 год, он ежедневно не только делал дневниковые записи, но и рисовал в своих блокнотах Moleskine. Тексты и рисунки отражали целый ряд событий — от посещения с друзьями Метрополитен-музея в Нью-Йорке до путешествия, например, в Индию. Сейчас рукотворные листы помещены в единый том под названием «Воспоминания о далеких горах. Иллюстрированные блокноты».

«Это выборка из моих дневников, — говорит Орхан Памук. — В 400-страничной книге картинки связаны друг с другом и с текстами, которые их окружают, тематически, чувственно или по совпадению. Существует преемственность слов и картинок, которые мне дороги. Страницы рассказывают о чувствах, снах, кошмарах, настроениях, путешествиях, наблюдениях — все это в цвете». Для создания иллюстраций Памук использовал линеры, карандаши, мелки и акварель. «Иногда, когда я пишу на странице, я оставляю место для рисунка, который сделаю позже. Иногда пишу на развороте с раскрашенной страницей. Тексты не объясняют картинки, а картинки не иллюстрируют тексты», — рассказывает он.

Orhan Pamuk. Memories of Distant Mountains: Illustrated Notebooks / Перевод Ekin Oklap. Faber. 384 с. £35. На английском языке
Orhan Pamuk. Memories of Distant Mountains: Illustrated Notebooks / Перевод Ekin Oklap. Faber. 384 с. £35. На английском языке

Выбор для публикации дневниковых страниц из более чем 30 тетрадей, как подчеркивает писатель, был труден и сам по себе, а размещение их в «поэтическом» порядке стало еще одним испытанием. «Я располагал страницы не по хронологии, а выстраивал их по темам, по предметам, по настроению, по местам или даже по цветам».

Книга охватывает в том числе сложные эпизоды из жизни автора. В 2005 году в одном из интервью Памук прокомментировал массовые убийства армян и курдов в Османской империи в 1915 году, за это на него ополчилась турецкая пресса, и ему даже предоставили трех телохранителей для защиты. «Вот суд, перед которым я предстал в 2005 году за высказывания о геноциде армян. Люди бросали в нас камни, когда мы выходили», — поясняет он зарисовку уличной сцены.

В других записях он рассказывает о создании картин в студии Инджи Эвинер, которая представляла Турцию на Венецианской биеннале в 2019 году. Впрочем, увлеченность Памука искусством теплилась с очень давних времен. «Я хотел быть художником до 22 лет, — говорит он. — Мой дедушка, отец и дяди были инженерами-строителями. Я тоже должен был поступить в Стамбульский технический университет. Поскольку я был белой вороной, художником в семье инженеров, все они говорили, что мне нужно пойти в тот же университет, только изучать архитектуру вместо гражданского строительства. Внезапно в возрасте 22 лет я убил в себе художника и начал писать романы. Художник во мне все-таки не умер, но он был застенчив и работал тайно».

«Музей невинности», который открылся в Стамбуле в 2012 году, основан на одноименном романе Орхана Памука 2008 года.  Фото: The Museum of Innocence
«Музей невинности», который открылся в Стамбуле в 2012 году, основан на одноименном романе Орхана Памука 2008 года.
Фото: The Museum of Innocence

Отчасти эти блокноты берут начало в крупном проекте Орхана Памука — «Музее невинности», который открылся в Стамбуле в 2012 году и основан на его одноименном романе 2008 года (это история любви, в которой рассказчик Кемаль собирает многочисленные предметы, принадлежавшие его кузине Фюсун). Получившая в 2014 году звание «Европейского музея года», институция хранит деревянные ящики, связанные с 83 главами книги. Каждый ящик представляет собой инсталляцию, наполненную предметами — как найденными объектами, так и произведениями, выполненными на заказ. «Увидев успех музея и опубликовав его каталог, я подумал, что теперь могу выйти из тени как художник и, возможно, мне следует показать и собственные художественные работы», — объясняет Памук.

Выставка «Утешение объектов», основанная на «Музее невинности» и других работах Орхана Памука, созданных за последние 25 лет, недавно открылась в Центре современного искусства Dox в Праге (до 6 апреля) после пребывания в Дрезденской картинной галерее и Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+