18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ выставок весны

Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой

«Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа»

Звенигородский манеж, Звенигород

Новое пространство Звенигородского музея-заповедника в историческом манеже продолжает показывать выставки, которые своим качеством заманивают и горожан, и туристов. На сей раз в город приехало четыре десятка полотен Ивана Шишкина из Русского музея. Показ произведений хрестоматийного отечественного пейзажиста именно в Звенигороде, окруженном реликтовыми лесами и особенно живописными ландшафтами, придает картинам новый уровень восприятия, а вернее, старый — такой, какой был в момент их создания. Тем более что принцип экспозиции — хронологический, позволяющий проследить историю развития манеры художника.

До 29 июня

Иван Шишкин. «Ручей в березовом лесу».  Фото: Государственный Русский музей
Иван Шишкин. «Ручей в березовом лесу».
Фото: Государственный Русский музей
«Образы Дома Мельникова», «Муза архитектора Мельникова»

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва

Константину Мельникову, чей собственный дом вблизи Арбата, шедевр архитектуры авангарда, стал филиалом Музея архитектуры, в этом году исполнилось бы 135 лет. К этому событию музей подготовил две параллельные выставки. «Образы Дома Мельникова» показывает этот архитектурный шедевр, который сейчас переживает большую реставрацию, в объективах самых разных фотографов, снимавших его на протяжении почти 100 лет. Среди авторов 80 представленных кадров — Анри Картье-Брессон, Игорь Пальмин, Александр Родченко и многие другие. На выставке «Муза архитектора Мельникова» рассказывается о его супруге Анне Гавриловне Мельниковой и их совместной жизни на протяжении 62 лет. Центральный экспонат здесь — ее венчальное платье, прекрасный образец стиля ар-нуво.

7 марта — 18 мая

Константин Мельников в мастерской дома. 1972 год. Фото: Мартина Франк/Из собрания Музея Константина и Виктора Мельниковых
Константин Мельников в мастерской дома. 1972 год.
Фото: Мартина Франк/Из собрания Музея Константина и Виктора Мельниковых
«Ольга Тобрелутс. Транскодированные структуры»

Фонд культуры «Екатерина», Москва

Первая за много лет крупная персональная выставка Ольги Тобрелутс — это событие. В экспозиции представлены три живописных цикла, созданных за последние 15 лет, и самая полная ретроспектива видео-арта художницы. Это серии «Небесные ландшафты», «Летнее платье» и «Транскодированные структуры», которая была показана на Венецианской биеннале в 2019 году, в павильоне Северной Македонии. В проекте принимают участие «Санкт-Петербургская новая академия», Marina Gisich Gallery, Pogodina Gallery и Untitled Foundation.

14 марта — 18 мая

Ольга Тобрелутс. «Птеродактиль на болоте».  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Ольга Тобрелутс. «Птеродактиль на болоте».
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
«Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае»

Музеи Московского Кремля, Москва

Собрание Национального музея Китая развернется в стенах Музеев Московского Кремля во всем блеске своей роскоши. Выставка проходит в рамках перекрестного года культуры России — Китая и посвящена культуре еды и пития от неолита до ХХ века. В Москву везут около 150 ценнейших предметов, в их числе повседневная и парадная посуда, живописные свитки и костюмы, музыкальные инструменты, наборы для застольных игр. Среди экспонатов, на которые стоит обратить особое внимание, — археологический памятник — керамическая модель амбара эпохи Хань (202–220) — и фарфоровая тарелка с надписью «Хорошее вино» эпохи Мин (1368–1644).

11 апреля — 17 августа

«Осенний банкет в Оленьем зале». Горизонтальный свиток. Эпоха Мин. 1368–1644.  Фото: Национальный музей Китая
«Осенний банкет в Оленьем зале». Горизонтальный свиток. Эпоха Мин. 1368–1644.
Фото: Национальный музей Китая
«Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии»

Новая Третьяковка, Москва

Государственная Третьяковская галерея продолжает выставочный тренд, начатый прошлогодними проектами об Avanguardia Orientalis (разжалованном «туркестанском авангарде») во Флоренции и Венеции. Московская выставка, совершенно самостоятельная, показывает произведения авторов первой половины ХХ века на восточную тему. Это Александр Волков, Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Беатриса Сандомирская и многие другие. Помимо мастеров Серебряного века и раннего советского времени, представлена и следующая волна — те авторы, которые оказались в регионе в эвакуации во время Великой Отечественной войны.

17 апреля — 28 сентября

Степан Карпов. «Кузнецы. Самарканд». 1925.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Степан Карпов. «Кузнецы. Самарканд». 1925.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Улица Сна»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва

Проект, куратором которого выступает Елена Яичникова, а приглашенным куратором — Виктор Мизиано, посвящен путешествию внутрь себя — по просторам воспоминаний, образов и размышлений. На выставке представлены видеоработы Ольги Чернышевой — как старые, так и новые, а еще фотографии, графика и живопись. «Логика отбора и экспонирования произведений определялась не столько стремлением рассказать творческую историю, сколько инсценировать в пространстве Дома культуры символический мир художницы», — рассказывают в «ГЭС-2».

24 апреля — 16 ноября

Ольга Чернышева. Кадр из видео «Чуть–чуть. Прелюдия». 2025.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Ольга Чернышева. Кадр из видео «Чуть–чуть. Прелюдия». 2025.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
«Упакованные грезы»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Подзаголовок выставки «Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева» подробно рассказывает о ее содержании. Это роскошные предметы гардероба 1920-х — начала 1930-х годов, выполненные в стиле ар-деко, эпохи джаза, сухого закона в США и Берти Вустера. Богатейшее частное собрание Мустафаева представляет платья кутюрье Жанны Ланвен, Люсьена Лелонга, Эдварда Молино, Поля Пуаре, Мариано Фортуни и обувь знаменитейших марок своего времени. Эрмитаж дополнил выставку картинами Кеса ван Донгена, Анри Матисса и киноафишами 1920-х.

30 апреля — 7 сентября

Винтажные каблучки из коллекции Назима Мустафаева.  Фото: Государственный Эрмитаж
Винтажные каблучки из коллекции Назима Мустафаева.
Фото: Государственный Эрмитаж
Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+