18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Волшебный свет бореальных лесов и северных озер

Эдвард Мунк. «Дым поезда». 1900.  Фото: Fondation Beyeler
Эдвард Мунк. «Дым поезда». 1900.
Фото: Fondation Beyeler
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Выставка, открывшаяся в разгар зимы, призвана стать желанным лучом света в темном царстве северного полушария. В этом помогают пейзажи художников, которые, как никто другой, разбираются в особом свете, характерном для северных широт

По правде говоря, Базель, расположенный примерно на той же широте, что и, например, Кишинев, испытывает не такой уж сильный дефицит солнечного света. Зато в его окрестностях расположен самый посещаемый художественный музей Швейцарии, и именно его кураторам пришла в голову идея посвятить экспозицию художникам, жившим на севере — там, где летом даже ночи белые, а зимой подолгу царит мрак. «Северное сияние» в Фонде Бейелера включает восемь десятков пейзажей преимущественно скандинавских и канадских художников, пик творчества которых пришелся на 1880–1930-е. Отобраны картины таких мастеров, как Аксели Галлен-Каллела, Эмили Карр, Хильма аф Клинт, Эдвард Мунк, запечатлевшие характеристики света вблизи полярного круга.

Аксели Галлен-Каллела. «Весенняя ночь». 1914.  Фото: Fondation Beyeler
Аксели Галлен-Каллела. «Весенняя ночь». 1914.
Фото: Fondation Beyeler

По мнению организаторов выставки, этих авторов (и многих других, в их числе заслуженно оказался Иван Шишкин) сближает восхищение уникальными ландшафтами бореальных лесов. Простирающиеся к северу от 60-й параллели, эти одни из последних первобытных лесов Земли часто осмыслялись художниками как духовный ландшафт. Безграничные просторы леса, сияющий свет долгих летних дней, длинные зимние ночи и такие природные явления, как полярное сияние, породили специфически нордический стиль современной живописи, который и по сей день привлекает и очаровывает любителей искусства.

Фонд Бейелера
«Северное сияние»
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+