18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Идем на Восток: в поисках новых метафор другого искусства

Алексей Исупов. «Восточное кафе». 1914–1921.  Фото: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого, Нукус
Алексей Исупов. «Восточное кафе». 1914–1921.
Фото: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого, Нукус
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Вместе с относительно недавними выставками в Венеции, Флоренции и Нукусе, переоткрывающими авангардное искусство Узбекистана, появилась и книга, где предлагается пересмотреть определение этого художественного явления

В Италии проект под общим названием «Узбекистан: авангард в пустыне» был представлен в двух частях: выставкой «Свет и цвет» во флорентийском Палаццо Питти и «Формой и символом» в венецианском Университете Ка’ Фоскари. Экспозиции открыли одновременно с Венецианской биеннале, хоть и не в рамках ее программы; они стали заметным явлением мирового арт-смотра. Осенью 2024-го более 150 работ собрали вместе в легендарном Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого. Стильно оформленная итальянцами Массимилиано Бигарелло, Джузеппе Барбьери и Сильвией Бурини экспозиция в Нукусе не только показала произведения из двух собраний — ташкентского Государственного музея искусств, закрытого на ремонт, и самого Музея имени Савицкого, но и преобразила сокровищницу, расположенную посреди самой настоящей пустыни. Серые стены облагородили входную зону и целый этаж с проектом. Впрочем, это не главное.

Важнее то, что спустя 14 лет после проекта Музея Востока, который ввел термин «туркестанский авангард» для обозначения особенного стиля художников-новаторов Средней Азии 1920–1930-х годов, таких как Александр Волков, Николай Карахан, Надежда Кашина, Елена Коровай, Михаил Курзин, Усто Мумин (Александр Николаев), Урал Тансыкбаев, Виктор Уфимцев, о специфике этого искусства вновь громко заговорили. Пустыня, вынесенная в заголовок проекта, — метафора утерянной памяти, которую восстанавливал энтузиаст и романтик Игорь Савицкий (1915–1984), собирая коллекцию в Нукусе. Причем имеется в виду память не только об авангардном искусстве советского времени, но и об этнографии региона. Одеяния и «аксессуары» с характерными орнаментами включены в выставку и в альбом наряду с живописью, что придает проекту важный дополнительный контекст.

Узбекистан: Авангард в пустыне / Cост. Джузеппе Барбьери, Сильвия Бурини / Фонд развития искусства и культуры Республики Узбекистан; Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого. Milano: Electa, 2024.
Узбекистан: Авангард в пустыне / Cост. Джузеппе Барбьери, Сильвия Бурини / Фонд развития искусства и культуры Республики Узбекистан; Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого. Milano: Electa, 2024.

Наибольшего внимания в книге «Узбекистан: Авангард в пустыне», вышедшей на английском, русском и узбекском языках, заслуживает статья профессора истории русского искусства Университета Ка’ Фоскари и директора Центра изучения русского искусства (CSAR) Сильвии Бурини, где она предлагает заменить термин «туркестанский авангард» на Avanguardia Orientalis. Мотивируя это тем, что avanguardia «не имеет эпигонского характера, а, скорее, обозначает установку на принципиальное новаторство, а термин orientalis охватывает несходные стилистические особенности, вытекающие из различных традиций». «„Восток“ можно рассматривать и как категорию духовного, и как конкретное географическое обозначение», — добавляет она. Интенция, с одной стороны, понятная, с другой — спорная.

Авторы термина «туркестанский авангард» — главный научный сотрудник Музея Востока Екатерина Ермакова и экс‑директор Музея имени Савицкого Тигран Мкртычев — имеют в виду под ним стиль художников, воспитанных западной живописной школой, увлеченных новейшими течениями (супрематизм, кубизм, футуризм), которые волею судеб оказались в Туркестане. Но не в «пустыне», а в его главных центрах — Ашхабаде, Самарканде и Ташкенте. Восток вскружил им голову, и они с упоением принялись писать арбузы, чайханы, ишаков и средневековую архитектуру, используя отнюдь не реалистические методы, но и не выходя за пределы фигуративной живописи. То есть искусство упомянутых выше художников не вполне авангард. К тому же Туркестан как географическое понятие шире понятия искусствоведческого. Туркестан — дословно — земля тюрков. Со второй половины ХIХ века до 1917 года там располагалось Туркестанское генерал-губернаторство. Потом Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (1917–1924), затем уже Узбекская ССР (до 1991). Территория входит в границы Средней Азии, но с этим названием непросто, потому как после саммита глав пяти стран 1993 года в Ташкенте ее принято именовать Центральной Азией. Мудрено объяснять все эти тонкости человеку стороннему — отсюда и попытка подобрать другое название для русского авангарда, высаженного на восточной почве и давшего новые, невиданные доселе плоды. Ермакова и Мкртычев привязали его к Туркестану еще и по хронологическому параметру: расцвет феномена пришелся на 1920–1930-е годы. Сильвия Бурини и другие авторы (Мариника Бабаназарова, Джузеппе Барбьери, Джон Э.Боулт, Николетта Мислер, Михаил Овчинников, Зельфира Трегулова) подмечают нюансы с размытой географией и стилевыми трансформациями и используют слово orientalis, не только имея в виду Восток, но и отсылая к «ориентализму» — понятию из ХIХ века, когда в Европе возникла мода на экзотические восточные сюжеты. Но все равно получается замысловатый рассказ. В переводе на русский новый термин превращается в «восточный авангард», что и того больше размывает географию.

Николай Карахан. «Выход на работу».  Фото: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого, Нукус
Николай Карахан. «Выход на работу».
Фото: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого, Нукус

Уместно вспомнить в контексте полемики труд Светланы Горшениной «Синяя птица среднеазиатского авангарда» (1998), из названия которого следует, что существует еще один термин для описываемого явления. Поиск определения идет давно, но к согласию исследователи пока не пришли. Зато налицо интерес к уникальному феномену. Мы снова идем на Восток, как в начале ХХ века, он опять в тренде — и в России, и в Европе. А в самом Узбекистане возрождение утраченной памяти называют «восточным ренессансом». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+