18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рыбинск: что скрывается за вывеской

Красная площадь и Новая хлебная биржа (Рыбинский музей-заповедник).  Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори
Красная площадь и Новая хлебная биржа (Рыбинский музей-заповедник).
Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов

Есть в этом что-то магическое: когда история на глазах оживает. В купеческих кварталах Рыбинска эта магия чувствуется в ладных разноцветных фасадах, стилизованных под старину фонарях, брусчатке и самих названиях улиц: Крестовая, Стоялая, Бульварная, Преображенский переулок… И конечно, в старинных вывесках с ятями и ерами.

Превратить центр Рыбинска в музей вывески под открытым небом придумал местный фолк-музыкант Митя Кузнецов. Предложил идею городским властям, и — чудо! — его поддержали. В 2018 году разработали дизайн-код: только натуральные материалы, только ручная роспись и дореволюционная орфография. Сбербанк, «Магнит», Wildberries — все компании изменили своим брендбукам и «состарили» вывески.

Теперь вывески «как 200 лет назад» хотят исторические города в Центральной России и за Уралом. Креатив с ерами оценили дизайнеры, блогеры и журналисты с федеральных каналов — от Артемия Лебедева до Владимира Познера. Турпоток в Рыбинск вырос десятикратно, год назад здесь побывало более полумиллиона гостей. Так провинциальный промышленный город, на протяжении нескольких советских десятилетий фактически закрытый для посторонних, в одночасье стал «инфлюенсером» в туризме.

Типичная вывеска в Рыбинске, предмет зависти других городов.  Фото: Андрей Бойков / Фотобанк Лори
Типичная вывеска в Рыбинске, предмет зависти других городов.
Фото: Андрей Бойков / Фотобанк Лори

Рыбинская история насчитывает почти десять веков. Славянское поселение Усть-Шексна впервые упоминается в летописи в 1071 году. Это был крупный по тем временам торговый порт и ремесленный центр. «Средневековые» башню и частокол, построенные на месте археологического памятника, можно рассмотреть на стрелке рек Шексна и Волга. Более 30 лет раскопки здесь проводит Рыбинская археологическая экспедиция под руководством ученых Александра и Ирины Рыкуновых. В День города в начале августа они открывают башню для посетителей.

В 1777 году по указу Екатерины II Рыбинск получил статус города, а вместе с ним регулярный план застройки; 18 образцовых проектов фасадов создал для Рыбинска «гений соразмерной красоты» Карл Росси.

Расцвет города пришелся на XIX век. По объемам хлебной торговли столица бурлаков, как часто называли Рыбинск, уступала только Чикаго. Это был золотой век для города.

К середине XIX столетия относится строительство Спасо-Преображенского собора, главного городского храма. Деньги на него пожертвовали местные купцы. Этим шедевром в стиле классицизм могла бы гордиться даже столица. Петербургский архитектор Авраам Мельников, создатель Потемкинской лестницы в Одессе и эрмитажной Колыванской вазы, изначально видел свое творение вовсе не в уездном Рыбинске: это был конкурсный проект для Исаакиевского собора.

Спасо-Преображенский кафедральный собор (1838–1851).  Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори
Спасо-Преображенский кафедральный собор (1838–1851).
Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори

Многонациональный город отличался религиозным плюрализмом. Это не могло не отразиться на архитектурном облике. Были в Рыбинске и готический польский костел Святого Сердца Иисуса (ныне студенческий клуб), и синагога (передана иудейской общине), и старообрядческий храм (сильно перестроен под музыкальную школу), и деревянная лютеранская кирха (в 1970-х ее снесли и построили на этом месте корпус Авиационного технического института).

Новая хлебная биржа на Красной площади — еще одна архитектурная доминанта. Выразительное здание в неорусском стиле возведено в 1912 году по проекту Александра Иванова, архитектора, которого москвичи знают по гостинице «Националь». Сейчас в здании размещается Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который славится коллекцией русской живописи. В фондах музея — портреты второй половины XVIII века кисти Ивана Вишнякова и Федора Рокотова, полотна Ивана Айвазовского, Петра Кончаловского, братьев Владимира и Константина Маковских, Михаила Нестерова, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой и других. Регулярно проходят выставки из обширного собрания фарфора (в соседнем поселке Песочное работала знаменитая кузнецовская фабрика).

На Крестовой, центральной улице Рыбинска, встречаются частные музеи, по соседству работают галереи. Интригует вывеска «Художественная галерея имени Льва Ивановича Ошанина». Автор строк «Издалека долго течет река Волга» — выходец из рыбинской дворянской семьи. Памятник ему установлен на набережной, взгляд бронзового поэта устремлен на волжский простор.

В двух шагах от Ошанина в 2021 году установили еще один памятник — Остап Бендер с мальчиком-беспризорником. Великий комбинатор похож на актера Арчила Гомиашвили: экранизацию романа «Двенадцать стульев» (1971) Леонид Гайдай снимал в Рыбинске. В последние годы съемочные группы едут в город одна за другой. В музее истории кино расскажут о связях Рыбинска с кинематографом, покажут личные вещи и автографы актеров и режиссеров — а еще фотографии братьев Джозефа и Николаса Шенков. Один был основателем кинокомпании 20th Century Fox, другой руководил MGM. Каменный дом, где в семье чиновника Волжского пароходства родились будущие магнаты Иосиф и Николай Шейнкеры, сохранился на улице Чкалова (бывшая Мологская).

Вид на центр города и Волгу. На переднем плане — пожарная каланча (1912).  Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори
Вид на центр города и Волгу. На переднем плане — пожарная каланча (1912).
Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори

Музей «Нобели и нобелевское движение» дает присмотреться к рыбинскому следу других знаменитых братьев. «Русские шведы» построили в Рыбинске нефтебазу, крупнейшую на Верхней Волге, и судоремонтные мастерские. Памятник Людвигу Нобелю установлен на Большой Казанской улице.

Через дорогу от музея Нобелей стоит дом с выпуклыми буквами «Банкъ» на фасаде. В конце XIX века отсюда, из окон квартиры на втором этаже, смотрел на снующие по реке пароходы ученик Рыбинской мужской гимназии Боря, сын управляющего Волжско-Камского коммерческого банка, а в скором будущем — художник Борис Григорьев, один из самых дорогих русских авторов на современных аукционах. Юношей Григорьев путешествовал по Волге и Шексне, прихватив бумагу и карандаш, рисовал баржи и пароходы, берега и облака, мужиков и баб.

С Рыбинском связано имя художника Николая Соколова из содружества Кукрыниксы. В 1920-е годы семья будущего мастера карикатуры жила в каменном доме на Крестовой, напротив собора. Николай учился в изостудии Пролеткульта, участвовал в выпуске сатирического журнала «Щетка». Юношеские работы и письма Соколова хранятся в фондах Рыбинского музея-заповедника.

И сегодня на улицах города часто встречаются живописцы с мольбертами. Набирает обороты пленэрное движение, проводятся творческие школы. Рыбинску удалось в самые непростые времена сохранить преемственность традиций. В часовой мастерской на Стоялой больше 100 лет поправляют механизмы часов. В краснокирпичных цехах «Богемии» купца Дурдина все еще варят пенный напиток. А в самой высокой в России каланче (48 м) работает пожарная часть. Список можно продолжить, побывав в этом удивительном городе на Волге. 


Макет затопленной Мологи

Макет затопленной Мологи.  Фото: Макет затопленной Мологи
Макет затопленной Мологи.
Фото: Макет затопленной Мологи

Миниатюрную версию «русской Атлантиды» в масштабе 1:100 можно увидеть в Мучном гостином дворе (одно из зданий Рыбинского музея-заповедника) на Красной площади. Рельеф и застройка Мологи — города, затопленного Рыбинским водохранилищем в 1930-х, — воссозданы по фото и картам рубежа XIX–ХХ веков. Деревянные дома, пристань, храмы, мельница. По улицам ходят горожане, стирают белье женщины, играют дети, пасутся лошади и коровы. Нажав кнопку, можно услышать шум базарной площади, звон колоколов и гудок парохода, прибывающего из Рыбинска.


Музей-мастерская фортепиано

Музей-мастерская фортепиано.  Фото: Музей-мастерская фортепиано
Музей-мастерская фортепиано.
Фото: Музей-мастерская фортепиано

В Красном гостином дворе работает музей старинных клавишных инструментов. Всего их здесь более сотни, в залах выставлено около 20 экспонатов: пианино, рояли, клавесины со всех концов Европы и, конечно, из России. Самому старому, тафель-клавиру, 220 лет. Играть на раритетах можно и сейчас: все они восстановлены золотыми руками Алексея Ставицкого, основателя музея, коллекционера и реставратора. В музее регулярно проходят концерты, а в День города рояли участвуют в «дефиле», и Крестовая улица превращается в филармонию под открытым небом.


«Дом художников»

«Дом художников».  Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори
«Дом художников».
Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори

Нарядный терем напротив вокзала сразу привлекает внимание причудливыми башенками, килевидными кокошниками, резными наличниками. Дом Гордеева — характерный образец вкусов рыбинских купцов. Это также яркий пример таланта, труда и любви к малой родине местных художников. В конце 1980-х обветшавший дом хотели снести. И снесли бы, если бы не группа энтузиастов. Художники на собственные деньги разобрали и собрали дом заново, обновив утраченные детали. Здесь и поселились. Так дом обрел не только новую жизнь, но и новое народное название.


Дом семьи Сигсонов

Дом семьи Сигсонов.  Фото: Дом семьи Сигсонов
Дом семьи Сигсонов.
Фото: Дом семьи Сигсонов

Деревянный особняк на Большой Казанской улице — приданое купеческой дочки Надежды Батыревой. Жених — фотограф Евгений Сигсон, сын мировой знаменитости, тоже фотографа Андрея Сигсона. Отец изобрел новаторский метод съемки снежинок. Его микрофотографии удостоились золотой медали парижской Всемирной выставки 1900 года. Спустя век дом, где жила семья фотографа, опустел и стал разрушаться. Его возрождением занялись краеведы. Добровольцы популяризируют наследие Сигсонов, проводят здесь экскурсии, концерты и, конечно, фотосессии.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+