18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семейное гнездышко и загубленная ради него карьера

На картине «Грейндж» (около 1911 года) изображены дети художницы Кит и Нэнси в их доме в Сассексе.  Фото: Antonia Reeve/Scottish National Gallery
На картине «Грейндж» (около 1911 года) изображены дети художницы Кит и Нэнси в их доме в Сассексе.
Фото: Antonia Reeve/Scottish National Gallery
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Шотландская художница Мейбл Прайд Николсон воспитала своих детей творческими людьми, но это стоило ей собственной славы. Жалела ли она о том, что все так вышло? По мнению автора ее новой биографической книги Люси Дэвис, и да, и нет

Завлекательно-мрачные картины Мейбл Прайд Николсон (1871–1918), уроженки Эдинбурга, обладают странным магнетизмом, притягивающим взгляд. Тем не менее ее работы долгое время оставались почти неизвестными публике. В книге, выпущенной издательством Eiderdown в серии о художницах, Люси Дэвис, сокуратор прошлогодней выставки «Прайди. Жизнь и творчество Мейбл Прайд Николсон» в галерее «Грейндж» в Роттингдине, впервые в XXI веке представляет ее широкой аудитории.

Фамилия Николсон известна в мире искусства — главным образом благодаря сыновьям Мейбл, двум знаменитым модернистам: художнику Бену Николсону и архитектору Киту Николсону. Да и муж Мейбл, Уильям Николсон, был успешным портретистом и мастером натюрмортов. Сама она тоже получила профессиональное художественное образование в Школе искусств Буши, в классе Губерта фон Геркомера (где и встретила будущего супруга), но ее имя впоследствии оказалось почти забыто.

В последние годы попыткам реабилитации и восстановления репутации художников-женщин нередко сопутствовало желание вытащить их «из тени мужчин» или вообще убрать мужчин из их биографий. Жизнь Мейбл Николсон, рассказанная Люси Дэвис, служит примером тщетности и необоснованности подобного подхода. Николсон была окружена мужчинами, которых она любила, у которых училась и которые оказывали на нее влияние. Не существует ее истории без них, так же как и их истории неполны без нее.

Lucy Davies. Mabel Nicholson. Eiderdown Books. 64 с.: 27 цв. и ч/б ил. (Modern Women Artists series). £12,99. На английском языке
Lucy Davies. Mabel Nicholson. Eiderdown Books. 64 с.: 27 цв. и ч/б ил. (Modern Women Artists series). £12,99. На английском языке

В отношении художников вроде Мейбл Николсон, которые в юности занимались творческой карьерой, но так и не добились продолжительного успеха, ощущение нераскрытого потенциала служит ключом к пониманию их творчества. «Нужно задаться вопросом, кем она могла бы стать», — пишет Дэвис.

В книге есть показательный эпизод: Бен Николсон вспоминал, что его мать всегда сама, без прислуги, «протирала кухонный стол» после долгих «разговоров об искусстве». Чувство отчуждения от «разговоров об искусстве» и того мира, который их инспирировал, оборачивалось бегством в домашние дела, и это бегство выглядит символом разочарования Мейбл Николсон, ее ощущения самозванства от живописи. Не только заботы о доме и детях препятствовали ее художественным занятиям, но и более глубокое чувство несоответствия роли творца.

Замечательна детективная работа, которую проделала Дэвис, чтобы собрать воедино свидетельства других людей для создания полнокровного образа Мейбл Николсон. Правда, некоторые из источников выглядят ненадежными. Например, биография ее мужа, написанная его любовницей. Маргерит Стин описывает брак Мейбл и Уильяма как «не оставивший никаких счастливых воспоминаний», пренебрегая при этом и артистизмом Мейбл, и той радостью, которую она разделяла со своей семьей. Еще одна мемуаристка, Лиллиан Брауз, назвала ее «несколько непоследовательной женой». Тем не менее Люси Дэвис выстраивает повествование о женщине, находившейся в центре динамичных течений британского искусства в конце Викторианской эпохи и на заре ХХ века. И да, она была явно любима своими детьми, которые защищали ее от критиков после ранней смерти во время эпидемии испанки в 1918 году.

«Семейство» (около 1912) — одна из самых загадочных картин в творчестве Мейбл Николсон.  Фото: Тате
«Семейство» (около 1912) — одна из самых загадочных картин в творчестве Мейбл Николсон.
Фото: Тате

Мейбл Николсон существовала вне потока художественных измов, хотя и ощущала на себе некоторое их влияние. Люди, входившие в круг общения семейства Николсон, были видными представителями творческой среды, однако Мейбл «предпочла жить незаметно», по словам ее зятя, поэта и писателя Роберта Грейвза: после рождения четверых детей она была поглощена их воспитанием и отложила занятия живописью до тех пор, пока они не стали старше.

Вернувшись к работе, Николсон начала писать портреты в стиле, напоминающем Рембрандта, а еще жутковатые интерьеры, в которые нередко помещала членов своей семьи. Отдельные холсты включают изображения зеркал, где наряду с персонажами отражается и сам автор за работой. Таким образом она будто противостоит своей идентичности как «художника», помещая себя в картину, несмотря на все попытки эту идентичность принять. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+