18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сложный ландшафт панафриканского искусства

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств — три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм, гарвеизм и негритюд

Борец за права чернокожих, афробразильский художник, ученый и политик Абдиас ду Насименту с 15-летнего возраста наблюдал, как полицейские Сан-Паулу — в подавляющем большинстве белые — день за днем терроризировали его сверстников. С тех пор он всю жизнь стремился привлечь внимание к «неотложной потребности чернокожего населения Бразилии отвоевать обратно свою память». В декабре 1980 года Насименту изложил свои идеи в эссе под названием «Киломбизм. Афробразильская политическая альтернатива». Он призывал к сопротивлению многовековому дегуманизирующему догматическому евроцентризму, используя слова, которые нашли отклик у самых разных сообществ, активистов и целых народов во всем мире.

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм Насименту, гарвеизм и негритюд. В 12 залах Чикагского института искусств зрителей ждет захватывающее исследование того, что стоит за понятием «панафриканизм» и что оно значит для самих художников. Этот термин уже больше столетия используется в Африке, Южной Америке, США, на Карибах и в других регионах и охватывает самые разные направления — от черного интернационализма до афромодернизма и афрополитанизма. Как подчеркивает сокуратор выставки Антаван Бёрд, здесь мы имеем дело со «сложным ландшафтом». Это одновременно и идея, и эстетика.

В слове «проектируя» в названии выставки обыгрываются слова «проекция» (как фильм или как воображаемое будущее) и «проект» (как план в процессе реализации). Эта игра слов наводит на мысль о динамическом натяжении между идеализмом и активизмом. «В основе стремления панафриканизма к глобальному единству, сотрудничеству и справедливости лежит утопизм, — говорит Бёрд. — Однако, как нам известно, утопическое мышление может служить катализатором самых разных форм творчества и активизма. Выставка выстроена так, чтобы посетители постоянно перемещались между миром идей и реальностью».

Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.  Фото: The Art Institute of Chicago
Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.
Фото: The Art Institute of Chicago

В экспозиции представлены произведения американского модерниста Бофорда Делани и современной британской художницы Линетт Ядом-Боакье. Среди 350 экспонатов есть работы, созданные в эпицентре политической активистской деятельности (например, тюремные рисунки мозамбикской художницы Малангатаны Нгвенья), и другие, перекликающиеся с идеями таких теоретиков панафриканизма, как Насименту, Маркус Гарви, Франц Фанон. В их числе — «Юнион-Блэк» Криса Офили (2003), в котором цвета британского флага заменены на красный, зеленый и черный панафриканского триколора, и инсталляция Керри Джеймса Маршалла «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры») (2003) — карта Черного континента в форме увешанного подвесками барельефа из латекса и фанеры.

Выставка завершает год панафриканизма на улицах Чикаго, где в 1893 году состоялся конгресс по Африке. Город ветров не только сыграл важную роль в зарождении панафриканизма, но и активно поддерживает это движение по сей день.

Чикагский институт искусств
«Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+