18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сложный ландшафт панафриканского искусства

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств — три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм, гарвеизм и негритюд

Борец за права чернокожих, афробразильский художник, ученый и политик Абдиас ду Насименту с 15-летнего возраста наблюдал, как полицейские Сан-Паулу — в подавляющем большинстве белые — день за днем терроризировали его сверстников. С тех пор он всю жизнь стремился привлечь внимание к «неотложной потребности чернокожего населения Бразилии отвоевать обратно свою память». В декабре 1980 года Насименту изложил свои идеи в эссе под названием «Киломбизм. Афробразильская политическая альтернатива». Он призывал к сопротивлению многовековому дегуманизирующему догматическому евроцентризму, используя слова, которые нашли отклик у самых разных сообществ, активистов и целых народов во всем мире.

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм Насименту, гарвеизм и негритюд. В 12 залах Чикагского института искусств зрителей ждет захватывающее исследование того, что стоит за понятием «панафриканизм» и что оно значит для самих художников. Этот термин уже больше столетия используется в Африке, Южной Америке, США, на Карибах и в других регионах и охватывает самые разные направления — от черного интернационализма до афромодернизма и афрополитанизма. Как подчеркивает сокуратор выставки Антаван Бёрд, здесь мы имеем дело со «сложным ландшафтом». Это одновременно и идея, и эстетика.

В слове «проектируя» в названии выставки обыгрываются слова «проекция» (как фильм или как воображаемое будущее) и «проект» (как план в процессе реализации). Эта игра слов наводит на мысль о динамическом натяжении между идеализмом и активизмом. «В основе стремления панафриканизма к глобальному единству, сотрудничеству и справедливости лежит утопизм, — говорит Бёрд. — Однако, как нам известно, утопическое мышление может служить катализатором самых разных форм творчества и активизма. Выставка выстроена так, чтобы посетители постоянно перемещались между миром идей и реальностью».

Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.  Фото: The Art Institute of Chicago
Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.
Фото: The Art Institute of Chicago

В экспозиции представлены произведения американского модерниста Бофорда Делани и современной британской художницы Линетт Ядом-Боакье. Среди 350 экспонатов есть работы, созданные в эпицентре политической активистской деятельности (например, тюремные рисунки мозамбикской художницы Малангатаны Нгвенья), и другие, перекликающиеся с идеями таких теоретиков панафриканизма, как Насименту, Маркус Гарви, Франц Фанон. В их числе — «Юнион-Блэк» Криса Офили (2003), в котором цвета британского флага заменены на красный, зеленый и черный панафриканского триколора, и инсталляция Керри Джеймса Маршалла «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры») (2003) — карта Черного континента в форме увешанного подвесками барельефа из латекса и фанеры.

Выставка завершает год панафриканизма на улицах Чикаго, где в 1893 году состоялся конгресс по Африке. Город ветров не только сыграл важную роль в зарождении панафриканизма, но и активно поддерживает это движение по сей день.

Чикагский институт искусств
«Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+