18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сложный ландшафт панафриканского искусства

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств — три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм, гарвеизм и негритюд

Борец за права чернокожих, афробразильский художник, ученый и политик Абдиас ду Насименту с 15-летнего возраста наблюдал, как полицейские Сан-Паулу — в подавляющем большинстве белые — день за днем терроризировали его сверстников. С тех пор он всю жизнь стремился привлечь внимание к «неотложной потребности чернокожего населения Бразилии отвоевать обратно свою память». В декабре 1980 года Насименту изложил свои идеи в эссе под названием «Киломбизм. Афробразильская политическая альтернатива». Он призывал к сопротивлению многовековому дегуманизирующему догматическому евроцентризму, используя слова, которые нашли отклик у самых разных сообществ, активистов и целых народов во всем мире.

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм Насименту, гарвеизм и негритюд. В 12 залах Чикагского института искусств зрителей ждет захватывающее исследование того, что стоит за понятием «панафриканизм» и что оно значит для самих художников. Этот термин уже больше столетия используется в Африке, Южной Америке, США, на Карибах и в других регионах и охватывает самые разные направления — от черного интернационализма до афромодернизма и афрополитанизма. Как подчеркивает сокуратор выставки Антаван Бёрд, здесь мы имеем дело со «сложным ландшафтом». Это одновременно и идея, и эстетика.

В слове «проектируя» в названии выставки обыгрываются слова «проекция» (как фильм или как воображаемое будущее) и «проект» (как план в процессе реализации). Эта игра слов наводит на мысль о динамическом натяжении между идеализмом и активизмом. «В основе стремления панафриканизма к глобальному единству, сотрудничеству и справедливости лежит утопизм, — говорит Бёрд. — Однако, как нам известно, утопическое мышление может служить катализатором самых разных форм творчества и активизма. Выставка выстроена так, чтобы посетители постоянно перемещались между миром идей и реальностью».

Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.  Фото: The Art Institute of Chicago
Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.
Фото: The Art Institute of Chicago

В экспозиции представлены произведения американского модерниста Бофорда Делани и современной британской художницы Линетт Ядом-Боакье. Среди 350 экспонатов есть работы, созданные в эпицентре политической активистской деятельности (например, тюремные рисунки мозамбикской художницы Малангатаны Нгвенья), и другие, перекликающиеся с идеями таких теоретиков панафриканизма, как Насименту, Маркус Гарви, Франц Фанон. В их числе — «Юнион-Блэк» Криса Офили (2003), в котором цвета британского флага заменены на красный, зеленый и черный панафриканского триколора, и инсталляция Керри Джеймса Маршалла «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры») (2003) — карта Черного континента в форме увешанного подвесками барельефа из латекса и фанеры.

Выставка завершает год панафриканизма на улицах Чикаго, где в 1893 году состоялся конгресс по Африке. Город ветров не только сыграл важную роль в зарождении панафриканизма, но и активно поддерживает это движение по сей день.

Чикагский институт искусств
«Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+