18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франциско Инфанте во временах и пространствах

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В Новой Третьяковке проходит ретроспектива знаковой фигуры российского современного искусства. В экспозицию вошло свыше 400 работ, инсталляций, охвачен более чем 60-летний творческий путь одного из первопроходцев кинетизма в СССР

Ради выставки «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» залы в Новой Третьяковке полностью преобразились: впервые в истории здесь нет никакой застройки, а лишь наполненное воздухом пространство с парящими в нем произведениями и элегантной игрой света и тени. Эскизы дизайна экспозиции разработал сам Инфанте, однако не все задумки могли быть реализованы с точки зрения архитектуры зала, и адаптировал желаемое к реальности архитектор Евгений Асс.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художник вообще отличается деятельным участием во всех процессах. Одна из кураторов, искусствовед Ирина Горлова, вспоминает: в самом начале ее предупреждали, что она будет «лить слезы» — работать с Инфанте очень сложно. «Могу сказать лишь, что Франциско является очень конструктивным художником, он все время заставлял что-то переделывать до достижения совершенства», — комментирует куратор сегодня.

Франциско Инфанте на выставке «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Франциско Инфанте на выставке «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Используя разнообразие техник, жанров, медиумов, Инфанте всю свою жизнь старается решить поставленную еще в ранней юности задачу — «обозначить природу бесконечности мира», используя в качестве универсального визуального языка геометрию. Геометрична (но при этом не линейна) и сама выставка. По словам куратора, нарратив экспозиции построен причудливым образом: зритель попадает в исполинских размеров белый куб и, как ему кажется, движется в хронологическом порядке от работ конца 1960-х из серии «Супрематические игры» к совсем свежим произведениям. И вот вы уже вроде бы закончили 2024 год, однако, переступая порог «темной зоны», оформленной в сером цвете, вновь попадаете в 1960-е, где вас встречает одна из самых ранних, но в то же время знаковых работ «Рождение вертикали», которую художник создал в 19 лет. Далее перед зрителем предстает реконструкция инсталляции 1985 года «Фотографическое пространство моей комнаты», предвосхитившей появление селфи-зон.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

И это не всё. Продолжают экспозицию созданные в соавторстве с супругой Нонной Горюновой артефакты из серии «Очаги искривленного пространства» — рукотворные зеркальные объекты, повторяющие основные супрематические формы: крест, круг, треугольник и примкнувший к ним «искусственный объект», интегрированные в естественную среду. В них «природа и артефакт выступают на равных… Природа заключает в себе функцию бесконечности, а искусственный объект-артефакт — символ технической части мира». Хотя конечным художественным продуктом авторы считают именно фото, формы также представлены в экспозиции.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одна знаковая и, пожалуй, самая зрелищная и чарующая работа — кинетическая скульптура «Пространство, движение, бесконечность», придуманная Инфанте в 1963 году после присоединения к «Коллективу свободных художников» (с 1964 года — ‎«Движение»), объединению инженеров, архитекторов и художников, увлеченных идеей кинетизма. Рядом на первый взгляд менее броское, но при ближайшем рассмотрении завораживающее произведение — небольшой прозрачный куб «Душа кристалла», отражающий стремление художника к абсолютному минимализму. На эскизе к нему Инфанте написал: «Душа кристалла — конструкция бесконечности». И действительно, игра мерцающих граней создает иллюзию бесконечной глубины.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В отдельном зале представлена серия «Проекты реконструкции звездного неба», в которой художник складывает созвездия в строгие геометрические фигуры или каббалистические знаки. Напротив — внушительных размеров лайтбоксы с артефактами из серии «Сквозь камень», созданными Инфанте и Горюновой в Италии. Вдохновившись растениями, пробивающимися сквозь толщу древней кладки, пара представила свое видение упорства и жажды жизни.

На втором этаже располагается архивный раздел, посвященный документации процессов разработки художником его изобретений и их воплощения — «Спиралей», «Рождения вертикали», кинетических объектов и конструкций, которые легли в основу серий артефактов. В витринах представлена, в частности, переписка с историком искусства Джоном Боултом; из писем можно узнать о творческих исканиях и размышлениях Франциско Инфанте и о художественной жизни 1970-х.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Приятно, что единая стилистика соблюдена даже в мелочах. Например, оформление входной группы с названием выставки подчеркивается зеркальными полосками, размещенными на ступенях лестницы. Очевидно, что перфекционизм художника нашел отклик у всех, кто готовил экспозицию. Даже если и пришлось пролить немного слез, оно того стоило.

Новая Третьяковка
«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»
До 13 апреля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+