18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В центре Béton заглянули за стену идеологии

Борис Смелов. «Полёт». 1974.  Фото: Центр визуальной культуры «BÉTON»
Борис Смелов. «Полёт». 1974.
Фото: Центр визуальной культуры «BÉTON»
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

И обнаружили там фотографов-экспериментаторов, исследовавших возможности фотографии как чистого искусства. Эти люди не принадлежали к советскому официозу, и при этом, в отличие от тех же художников-нонконформистов, слава обошла их стороной

В названии выставки, открывшейся в конце января в центре Béton, присутствует одно из главных слов общественно-политического лексикона второй половины ХХ века — «стена». Физическая стена десятилетиями перерезала пополам целый город, а стена символическая разделяла разные политические системы. По обе стороны стены была своя жизнь. В советской послевоенной фотографии работали мэтры репортажа Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Гаранин и их коллеги помладше, пришедшие на волне Фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Они были заметны на переднем крае идеологической борьбы: публиковались, выставлялись. Однако в тени этой стены незаметно существовал другой мир. Мир фотокружков, создававшихся в Йошкар-Оле, Ленинграде, Свердловске, других городах. Участники этих объединений исследовали возможности фотографии как искусства, не обремененного прикладными функциями. Авторы экспериментировали с искажающими зеркалами, безобъективными камерами, использовали микроскопы и рентгеновские аппараты. «Пальцем размазывали эмульсию, создавая вдохновенные вихри» — отчасти метафорическое, но точное описание из романа Аксенова «Скажи изюм» (1983), который, как известно, не вполне про фотографию.

Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON».  Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»
Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON».
Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»

Выставка «За стеной идеологии» собрала 76 работ таких нонконформистов, как Б.У.Кашкин, Александр Китаев, Валентин Самарин, Вяче­слав Тарновецкий, и других, менее известных фотографов. «С большинством авторов я, как коллекционер с 30-летним стажем, был лично знаком, — рассказывает нашему изданию куратор выставки, арт-директор центра Béton Алексей Логинов. — Их творчество интересовало меня всегда. Какие-то работы мне дарили, какие-то я покупал. Открыв наш центр три года назад, мы эту тему еще более усиленно начали развивать. И вот, собрав определенное количество материала, решили его показать».

Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON».  Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»
Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON».
Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»

У выставки серьезная просветительская составляющая. «Другая» фотография в СССР и России ХХ века — явление очень мало изученное. Даже заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, написавший вступительную статью к фотоальбому, который сопутствует выставке, не был знаком, по словам Логинова, с творчеством многих авторов. «Это было преимущественно фотолюбительское движение, и фотографии абсолютно не соответствовали официальным задачам, потому их, как правило, нигде не публиковали и не выставляли. Ну разве что где-нибудь на уровне условного ЖЭКа», — поясняет куратор.

Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON».  Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»
Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры «BÉTON».
Фото: Алексей Народицкий/Центр визуальной культуры «BÉTON»

…В 1976 году у одного из экспонентов центра Béton, Бориса Смелова, открылась выставка в Выборгском фотоклубе — ее закрыли на следующий день. Хотя ничего антисоветского в работах Смелова не было, его лирические пейзажи и натюрморты не вписывались в идеологическую повестку. Как не вписывались в нее экспрессионистские опыты Валентина Самарина, вдохновенное ар-брют Евгения Лихошерста и творчество других, менее известных обитателей темных комнат за стеной идеологии. 

Центр визуальной культуры Béton
«За стеной идеологии»
До 2 марта

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+