18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка «Мы звуколюди!» аккумулирует музыкальную энергию русского авангарда

Выставка «Мы звуколюди!»  в Российском национальном музее музыки.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR
Выставка «Мы звуколюди!» в Российском национальном музее музыки.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR

Экспозиция в Российском национальном музее музыки демонстрирует экспериментальные партитуры и инструменты, показывает, как выглядит звук, и предлагает зрителю примерить на себя роль музыканта из самодеятельного пролетарского ансамбля

Хотя в экспозициях, посвященных искусству 1910–1930-х годов, среди прочего нередко фигурируют звуковые и музыкальные явления, всестороннего рассмотрения «музыка русского авангарда» пока не получала. Первая целиком посвященная этой теме выставка — «Мы звуколюди!» — идет сейчас в Российском национальном музее музыки в Москве. «Звуколюди» (названием проекта послужили слова из поэмы Велимира Хлебникова «Царапина по небу») — это и композиторы-новаторы, и конструкторы первых электронных инструментов, и изобретатели шумовых машин, и музыканты, придумавшие новые способы исполнения, и многие другие.

Выставка «Мы звуколюди!»  в Российском национальном музее музыки. Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR
Выставка «Мы звуколюди!» в Российском национальном музее музыки.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR

Упорядочить какофонию из мало связанных друг с другом имен и феноменов взялись специалист по истории художественного и музыкального авангарда Константин Дудаков-Кашуро, пианист, композитор и саунд-художник Петр Айду и молодой музыкальный критик Алиса Насибулина. Прежде всего они показывают, что звук может быть визуально интересен — все-таки это выставка. Целая секция посвящена «графическому», «бумажному», «орнаментальному» звуку, созданию звуковых дорожек на анимационных станках — такие эксперименты делались на рубеже 1920–1930-х годов. Зритель здесь не только слышит (благодаря чат-боту в Telegram), но и видит музыку, записанную в виде спиралей, созвездий, абстрактных рисунков. Бывают даже партитуры ливня, прибоя, военного сражения — как в «Звуковых ландшафтах» Петра Айду.

Брутальная шумовая машинерия, которая, благодаря этому саунд-спектаклю, вышла из-за кулис на сцену, тоже оставляет неизгладимое визуальное впечатление. На выставке можно собственноручно испытать выполненные по чертежам Владимира Попова аппараты, имитирующие завывания ветра и индустриальный грохот и лязг. А еще — исполнить «партию железного листа» из сочинения Александра Мосолова «Завод. Музыка машин» (1928), отчего, вероятно, содрогнется все здание музея. Сымпровизировать что-нибудь, на что хватит фантазии, приглашают нехитрые самодельные инструменты вроде бутылофона (название говорит само за себя), на которых с начала 1920-х годов играли участники шумовых оркестров — шуморков. Неожиданно певучим оказывается «Струнный бензобак ВВ 1» — это уже современное изобретение. Сам автор объекта, Святослав Пономарев, во время вернисажа играл на нем приведенным в рабочее состояние вибратором, что делало звучание бензобака еще более чарующим, но рядовой посетитель может воспользоваться традиционным смычком.

Выставка «Мы звуколюди!»  в Российском национальном музее музыки.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR
Выставка «Мы звуколюди!» в Российском национальном музее музыки.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR

Экспозиция, конечно, представляет собой нечто значительно большее, чем набор нестандартных партитур и эксцентричных инструментов. Прежде всего кураторов интересовали диссонансы и парадоксы выбранной темы — «музыка русского авангарда». Рассказ о выставке Константин Дудаков-Кашуро начинает с неожиданной в ее контексте фразы: «Вообще-то никакой „музыки русского авангарда“ нет». И поясняет: «Если бы Иван Вышнеградский или Арсений Авраамов увидели нашу экспозицию, они бы не поняли: зачем это все здесь? кто это все собрал? Но если кураторской волей объединить разные экспериментальные явления, которые происходили в один момент, но не были друг с другом соединены, то получится такая картина. Маркировать их как часть „русского авангарда“ — это немного условность, игра в термины».

И действительно, если копнуть поглубже, «авангардность» многих явлений окажется под вопросом. Так, в постановках футуристической оперы «Победа над Солнцем», музыку к которой написал Михаил Матюшин, не прозвучали ни четвертитоны, ни заявленные шумы пропеллера — опера в музыкальном отношении казалась скорее пародийной, нежели передовой. Знаменитая матюшинская скрипка хоть и примечательна своей прямоугольной формой, выбранной будто бы в пандан художественным экспериментам с геометрической абстракцией, но, скорее, служит образцом инструмента, который можно легко изготовить кустарным способом (Матюшин вел класс скрипки в Народной консерватории). А Владимир Татлин, аккомпанируя себе на той самой бандуре, которая стоит в одной из витрин на выставке, исполнял традиционные украинские песни-думы.

Выставка «Мы звуколюди!»  в Российском национальном музее музыки.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR
Выставка «Мы звуколюди!» в Российском национальном музее музыки.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR

Та же история с шумовыми аппаратами Попова: их использовали для звукового оформления самых что ни на есть реалистических спектаклей Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Впрочем, с их помощью озвучивали и кинофильмы на индустриальную тематику, которые создавались режиссерами, вышедшими из театрального авангарда. Участники шуморков на своих бутылофонах, стулофонах, пузифонах и прочих весьма комичных инструментах исполняли простые народные и революционные песни. Объясняя, почему шуморки все же рассматриваются в контексте «музыки русского авангарда», Петр Айду делает важную ремарку: «Представленные тут инструменты отвечают конструктивистскому взгляду, идее многофункциональности. В кастрюле, например, можно сварить борщ, а вечером превратить ее в барабан и пойти собирать концерт в клубе. Чемодан, калоши, счеты тоже можно использовать по назначению».

Пример подлинно авангардного сочинения — «Симфония гудков» Арсения Авраамова. На выставке демонстрируются «текстоноты для паровой магистрали, военфлота, сольных судов и паровоза» и фотографии действа, где видно, как дирижер руководит целым городом как оркестром. А рядом на стене можно заметить проект органа, сделанного из паровозных свистков.

Выставка «Мы звуколюди!»  в Российском национальном музее музыки.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR
Выставка «Мы звуколюди!» в Российском национальном музее музыки.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR

Русские были пионерами электроакустики — это еще один важный лейтмотив на выставке. Лев Термен и его терменвокс в представлении не нуждаются. (К слову, даже на терменвоксе исполняли в основном классическую музыку и романсы, передовые композиторы такими новинками практически не интересовались и музыку для них не писали.) А ведь были и другие изобретатели — авторы неовиолена, сонара, ильстона, эмиритона. О государственной поддержке и запуске массового производства своих приборов они могли лишь мечтать. Как и парторг Михаил Штрянин из села Бессоновка Куйбышевского края (ныне — в Пензенской области), в 1934 году смастеривший трехгрифную гитару, которая наверняка приглянулась бы и Джими Хендриксу, и другим корифеям психоделического рока, а посетителям выставки остается лишь удивляться, что она родом из советских 1930-х, а не из хипповых 1960-х. Штрянину не хватало всего 500 рублей (в то время — стоимость радиоприемника), чтобы купить адаптер, электроусилитель и превратить свое детище в электрогитару. Письма в разные инстанции с просьбой о материальной поддержке не помогли. Тем временем в США в массовое производство запустили электрогитару, разработанную Жоржем Бошамом…

Выставка «Мы звуколюди!» в Российском национальном музее музыки.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR
Выставка «Мы звуколюди!» в Российском национальном музее музыки.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/TANR

Отзвук равнодушия к музыкальным новшествам мы находим в инсталляции Ильи Кабакова «Композитор» из цикла «Десять персонажей». Ее герой, некто В.В.Евдокимов, регулярно выставляет в коридоре коммунальной квартиры пюпитры с рисунками вместо нот, но соседи, натыкаясь на них, лишь чертыхаются и в итоге пишут на «композитора» жалобу и устраивают товарищеский суд. В качестве оммажа работе Кабакова на пути у зрителя, который движется по выставке, тоже вырастают пюпитры — но уже с настоящими нотами. А под потолком левитирует кинетический саунд-объект Германа Виноградова, создателя концертов-мистерий «Бикапо», и вьются рулоны с сочинением современного композитора Владимира Горлинского. Ведь, хотя музыкальный авангард в России и был остановлен на бегу, наследники-звуколюди у него все же появились.

«„Мы звуколюди!“ Музыка русского авангарда»
Российский национальный музей музыки
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+