18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Музей на малой родине Матисса прирос за счет здания бывшего рынка

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Незадолго до смерти художник подарил родному Като-Комбрези коллекцию своих рисунков. С тех пор земляки не только чтят память о нем, но и подкрепляют ее действиями. Недавно Музей Матисса открылся после реконструкции — теперь в расширенном формате

К 70-й годовщине смерти Анри Матисса (1869—1954) музей, созданный в его честь и на его родине, в коммуне Като-Камбрези на севере Франции, вновь открылся 23 ноября после двухлетней реставрации, потребовавшей €13 млн и включавшей расширение пространства и его полную реконструкцию.

В 1952 году Матисс передал в дар родному городу 82 свои работы, в том числе 50 рисунков, которые выставлялись в зале регистрации браков в мэрии (там поженились его родители). Тридцать лет спустя ядро этой коллекции, которая продолжает пополняться, была перевезена в Фенелон, архиепископский особняк XVIII века постройки.

Музей Матисса.  Фото: Wikimedia Commons
Музей Матисса.
Фото: Wikimedia Commons

Затем, в 1992 году, город передал дворец и коллекцию в ведение Северному департаменту, власти которого выделили средства на реконструкцию, а также новые пристройки к особняку; трансформация заняла около десяти лет. Частные флигели и бывшее здание школы стали западным и восточным крыльями музея соответственно.

Два года назад музей смог выкупить территорию прилегавшего к нему крытого рынка, что дало еще одну возможность для расширения. Французское правительство выделило €1,5 млн на реконструкцию музея, €10,3 млн предоставили региональные власти, остальное — частные спонсоры.

У «рыночного» зала теперь три уровня: изначальный первый этаж, надстройка и новый подземный этаж, предназначенный для художественных школ. «Мы принимаем много групп. Раньше, когда они смешивались с обычными посетителями, здесь царил хаос», — говорит Софи Ле Фламан, заместитель директора музея. Благодаря девяти дополнительным залам экспозиция, охватывающая все периоды творчества художника, была полностью переформирована.

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum

Новая постоянная экспозиция начинается с работ Матисса, а затем переходит к разделам, посвященным художникам-абстракционистам Огюсту Эрбену и Женевьеве Клесс, а также греческому искусствоведу Стратису Элефтериадису, известному как Териад, — их дары пополнили музейную коллекцию в 1956, 1982 и 2002 годах соответственно. «Долгое время сокровища Териада — произведения Пикассо, Миро, Леже — оттесняли работы Клесс на второй план. Мы рады, что наконец-то можем полноценно представить творчество этой художницы», — говорит Ле Фламан.

Три галереи посвящены различным техникам и жанрам, в которых творил Матисс (скульптура, гравюра и аппликации), здесь выставлены оригиналы и инструменты мастера.

Расширение пространства позволяет музею лучше представить работы художника. Например, рисунок углем на гипсе — портрет его внуков Клода, Жерара и Жаклин — был перенесен с первого на второй этаж. Сменили место и две скульптуры — лежащая на спине обнаженная работы Матисса и бронзовая версия «Стоящей женщины» Альберто Джакометти. Из внутреннего дворика они переместились под крышу.

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum

В Музее Матисса по-прежнему нет ресторана, а вот сувенирный магазин был переделан в партнерстве с Maison Matisse — дизайнерским домом, основанным правнуком художника Жан-Маттье Матиссом. Жорж Матисс, который ведает вопросами авторских прав на работы прадеда, также поддержал метаморфозы музея. Первая выставка под названием «Как я создавал свои книги» будет посвящена иллюстрациям Матисса к 14 книгам, среди которых произведения Шарля Бодлера, Джеймса Джойса, Стефана Малларме и Пьера де Ронсара, а также обложкам для журнала Verve, который издавала компания Tériade. Ле Фламан надеется повторить успех выставки «Стать Матиссом», перед началом пандемии коронавируса привлекшей за четыре месяца 30 тыс. посетителей.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+