18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музей на малой родине Матисса прирос за счет здания бывшего рынка

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Незадолго до смерти художник подарил родному Като-Комбрези коллекцию своих рисунков. С тех пор земляки не только чтят память о нем, но и подкрепляют ее действиями. Недавно Музей Матисса открылся после реконструкции — теперь в расширенном формате

К 70-й годовщине смерти Анри Матисса (1869—1954) музей, созданный в его честь и на его родине, в коммуне Като-Камбрези на севере Франции, вновь открылся 23 ноября после двухлетней реставрации, потребовавшей €13 млн и включавшей расширение пространства и его полную реконструкцию.

В 1952 году Матисс передал в дар родному городу 82 свои работы, в том числе 50 рисунков, которые выставлялись в зале регистрации браков в мэрии (там поженились его родители). Тридцать лет спустя ядро этой коллекции, которая продолжает пополняться, была перевезена в Фенелон, архиепископский особняк XVIII века постройки.

Музей Матисса.  Фото: Wikimedia Commons
Музей Матисса.
Фото: Wikimedia Commons

Затем, в 1992 году, город передал дворец и коллекцию в ведение Северному департаменту, власти которого выделили средства на реконструкцию, а также новые пристройки к особняку; трансформация заняла около десяти лет. Частные флигели и бывшее здание школы стали западным и восточным крыльями музея соответственно.

Два года назад музей смог выкупить территорию прилегавшего к нему крытого рынка, что дало еще одну возможность для расширения. Французское правительство выделило €1,5 млн на реконструкцию музея, €10,3 млн предоставили региональные власти, остальное — частные спонсоры.

У «рыночного» зала теперь три уровня: изначальный первый этаж, надстройка и новый подземный этаж, предназначенный для художественных школ. «Мы принимаем много групп. Раньше, когда они смешивались с обычными посетителями, здесь царил хаос», — говорит Софи Ле Фламан, заместитель директора музея. Благодаря девяти дополнительным залам экспозиция, охватывающая все периоды творчества художника, была полностью переформирована.

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum

Новая постоянная экспозиция начинается с работ Матисса, а затем переходит к разделам, посвященным художникам-абстракционистам Огюсту Эрбену и Женевьеве Клесс, а также греческому искусствоведу Стратису Элефтериадису, известному как Териад, — их дары пополнили музейную коллекцию в 1956, 1982 и 2002 годах соответственно. «Долгое время сокровища Териада — произведения Пикассо, Миро, Леже — оттесняли работы Клесс на второй план. Мы рады, что наконец-то можем полноценно представить творчество этой художницы», — говорит Ле Фламан.

Три галереи посвящены различным техникам и жанрам, в которых творил Матисс (скульптура, гравюра и аппликации), здесь выставлены оригиналы и инструменты мастера.

Расширение пространства позволяет музею лучше представить работы художника. Например, рисунок углем на гипсе — портрет его внуков Клода, Жерара и Жаклин — был перенесен с первого на второй этаж. Сменили место и две скульптуры — лежащая на спине обнаженная работы Матисса и бронзовая версия «Стоящей женщины» Альберто Джакометти. Из внутреннего дворика они переместились под крышу.

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum

В Музее Матисса по-прежнему нет ресторана, а вот сувенирный магазин был переделан в партнерстве с Maison Matisse — дизайнерским домом, основанным правнуком художника Жан-Маттье Матиссом. Жорж Матисс, который ведает вопросами авторских прав на работы прадеда, также поддержал метаморфозы музея. Первая выставка под названием «Как я создавал свои книги» будет посвящена иллюстрациям Матисса к 14 книгам, среди которых произведения Шарля Бодлера, Джеймса Джойса, Стефана Малларме и Пьера де Ронсара, а также обложкам для журнала Verve, который издавала компания Tériade. Ле Фламан надеется повторить успех выставки «Стать Матиссом», перед началом пандемии коронавируса привлекшей за четыре месяца 30 тыс. посетителей.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+