18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Отдел византийского и восточнохристианского искусства появится в Лувре

Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.  Фото: WHY Architecture/BGC Studio
Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.
Фото: WHY Architecture/BGC Studio
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

О создании такого подразделения заговорили еще десять лет назад — и вот теперь стало известно, что долгожданное открытие состоится в 2027 году. Уже полным ходом идет работа по проектированию новых залов в крыле Денона

Когда в 1972 году авторитетный искусствовед Майкл Баксандалл в труде «Живопись и опыт в Италии XV века» представил концепцию «взгляда эпохи», ставшую во многом революционной, он отмечал, что при оценке искусства прошлого каждое следующее поколение привносит много своего. При этом Баксандалл считал, что культура современной Западной Европы достаточно близка к культуре итальянского Возрождения, чтобы нынешние зрители могли трактовать ренессансные произведения более или менее безошибочно. «В этом смысле нам ближе сознание Кватроченто, — писал он, — чем, например, Византии».

Через 50 с лишним лет после публикации упомянутого труда Византия и ее искусство все еще остаются не понятыми Западом и во многом ему незнакомыми. Предметом серьезного изучения та эпоха стала здесь всего лишь около века назад, и до сих пор ее шедевры с их обратной перспективой и мистической установкой на то, что произведение искусства может означать божественное присутствие, находятся в стороне от привычного западного канона.

Лувр намерен популяризовать эту область искусствознания с помощью нового отдела византийского и восточнохристианского искусства. Он откроется в 2027 году.

Эммануил Лампардос. «Распятие». XVII в. Фото: Musée du Louvre/Hervé Lewandowski
Эммануил Лампардос. «Распятие». XVII в.
Фото: Musée du Louvre/Hervé Lewandowski

Подразделению предоставят пространство площадью 3 тыс. кв. м в Крыле Денона, самом посещаемом в музее; по соседству с новыми залами будут залы древнеримского и исламского искусства — на первом и цокольном этажах.

Предстоящие масштабы деятельности будущего отдела впечатляют уже сейчас. Его фонды включат в себя более 20 тыс. экспонатов, которые пока разбросаны между египетским, греческим, этрусским, римским залами и отделом декоративного искусства. Географически эти произведения охватывают огромную территорию от Эфиопии, Месопотамии и Ближнего Востока до Греции, Балкан, Кавказа и России.

О проекте, для начала реализации которого требовался зеленый свет от государства, было объявлено в октябре 2022 года в Journal officiel, правительственном бюллетене Французской Республики. Чтобы застолбить под новый отдел место в музее, необходима была поддержка меценатов. В частности, этому начинанию в 2024 году оказали финансовое содействие члены семьи Сааде, французские судоходные магнаты, владельцы компании CMA CGM. Проектный директор будущего музейного отдела Максимильен Дюран говорит, что вскоре будет объявлено и о других пожертвованиях.

Победу в конкурсе на преобразование музейного пространства разделили американское дизайнерское агентство WHY и их парижский партнер BGC. Кулапат Янтрасаст, основатель WHY, за плечами которого реконструкция Крыла Майкла Рокфеллера в Метрополитен-музее, заявил, что его цель — не просто проложить «линейный маршрут для посетителей по 20–30 залам», а подчеркнуть многообразие культурных кодов и встроить отдельные экспонаты в объемный контекст.

Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.  Фото: WHY Architecture/BGC Studio
Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.
Фото: WHY Architecture/BGC Studio

Вообще-то собрание восточнохристианского искусства числилось в фондах Лувра с момента основания музея в 1793 году, когда он еще именовался Центральным музеем искусств республики: после революции новое правительство сформировало государственную коллекцию из сокровищ, конфискованных у короны и церкви. Первое структурное формирование, посвященное религиозному искусству христианского мира, появилось здесь в 1954 году, но относительно скоро, в 1969-м, было упразднено. Анри Луаретт перед уходом в 2013 году с поста директора музея пытался перезапустить отдел, однако его преемник Жан-Люк Мартинес убрал эту задачу из списка своих приоритетов. Став новым директором Лувра в 2021 году, Лоранс де Кар упомянула об этом проекте в одном из первых же интервью. «Это великолепная коллекция, которая заслуживает отдельных залов», — заявила она в эфире национальной радиостанции France Inter.

Максимильен Дюран подчеркивает, что Лувр может похвастаться эталонным собранием средневековых византийских работ из слоновой кости, золота и других драгоценных материалов. Здесь хранится самая большая за пределами Египта коллекция коптского искусства. Это также один из немногих музеев за пределами Армении, где можно увидеть армянские хачкары (каменные резные стелы с изображением креста) XIII века, историческое и художественное значение которых трудно переоценить.

Новый музейный отдел, согласно французскому закону о культурном наследии, должен давать консультации и предоставлять услуги экспертизы, в том числе на антикварном рынке. К кругу вопросов, которыми будут заниматься сотрудники нового отдела, будет относиться византийское и восточнохристианское искусство с III века по 1923 год, время падения Османской империи. Недавно эта часть собрания Лувра пополнилась несколькими интересными экспонатами: русской иконой XVI века, находившейся в коллекции баварской княжеской семьи Эттинген-Валлерштейн; макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме, сделанным мастерами в Вифлееме и подаренным Людовику XIV; трехстворчатым складнем, выполненным по заказу последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Кузьма Конов. Икона в триптихе, изображающая Святого Николая, Святого Александра и Святого Алексея.  Фото: Stéphane Maréchalle/Musée du Louvre / Hervé Lewandowski
Кузьма Конов. Икона в триптихе, изображающая Святого Николая, Святого Александра и Святого Алексея.
Фото: Stéphane Maréchalle/Musée du Louvre / Hervé Lewandowski

По словам Дюрана, хотя де Кар объявила о возрождении проекта в 2021 году, когда еще не вспыхнули конфликты на Украине, в Нагорном Карабахе и на Ближнем Востоке, современный международный контекст учитывался музеем с самого начала. «Гео­политическая обстановка всегда была основополагающим фактором в вопросах культурного наследия, — говорит он, — как с точки зрения того, что мы сохраняем, так и того, что мы изучаем и что показываем публике». Например, отдел исламского искусства был учрежден после событий 11 сентября 2001 года, и его становление заняло более десяти лет. По мнению Дюрана, Лувр, в который ежегодно приходит около 9 млн человек, просто обязан «исследовать всю сложность мира». 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+