18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Сержа Генсбура почти банкрот, но все не так плохо

Дом-музей Сержа Генсбура на улице Верней в 7-м округе Парижа.  Фото: Panoramic/ZUMA Press/ТАСС
Дом-музей Сержа Генсбура на улице Верней в 7-м округе Парижа.
Фото: Panoramic/ZUMA Press/ТАСС
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Дом-музей Генсбура, несмотря на толпы посетителей и раскупленные на месяцы вперед билеты, переживает сложные времена из-за долгов и конфликта между основателями: дочерью певца Шарлоттой Генсбур и ее деловым партнером

Компания, управляющая открытым в Париже год назад домом-музеем Сержа Генсбура — Maison Gainsbourg, решила воспользоваться правом на реструктуризацию долга из-за неоплаченных счетов на сумму €1,6 млн. Музей переживает сложные времена, несмотря на свою популярность (все билеты до конца 2024 года были раскуплены еще в октябре).

В апреле 1979 года легендарный певец Серж Генс­бур, написавший скандальную песню “Je t’aime… moi non plus” («Я тебя люблю… я тебя тоже нет»), показал свой дом в Париже съемочной группе. Он жил в особняке на Рив Гош в восьми минутах ходьбы от моста Искусств. Он показывал Сальвадора Дали, снимки Джейн Биркин, два пианино, черные стены, полы из белого мрамора, переполненные окурками пепельницы… «Ну, вот такой у меня дом. Не знаю, что это: гостиная, музыкальный класс, бардак или музей», — говорил он тогда для телепередачи.

Со времени кончины Генс­бура в 1991 году недвижимостью владела его дочь, актриса Шарлотта Генсбур. В сентябре 2023-го дом, остававшийся нетронутым более 30 лет, был открыт для публики. Теперь он превратился в музей с большим архивом, а также бар Le Gainsbarre и книжный магазин (их открыли через дорогу).

На протяжении многих лет на стены дома наносились граффити — теги и рисунки, изображающие певца с сигаретой его любимой марки Gitanes в зубах. Шарлотта Генсбур говорит, что запах этих сигарет до сих пор чувствуется в доме, в который, по ее словам, до открытия музея никто не входил. К настоящему времени более 120 тыс. посетителей совершили паломничество, пробуждая «гения места» во время прогулки по дому: крошечной кухне, ванной комнате с гигантской люстрой и спальне с покрывалами из черного бархата.

Граффити на стены дома Сержа Генсбура десятилетиями наносили его поклонники.  Фото: Barbara Neyman/Starface/ZUMA Press/ТАСС
Граффити на стены дома Сержа Генсбура десятилетиями наносили его поклонники.
Фото: Barbara Neyman/Starface/ZUMA Press/ТАСС

Проект музея стал результатом партнерства владелицы дома, Шарлотты Генс­бур, и коллекционера и девелопера Доминика Дютрекса, предоставившего финансирование. Открытие было запланировано на 2021 год с условием, что музей будет обслуживаться компанией Arteum, а дом моды Saint Laurent войдет в правление на правах официального партнера и спонсора. На партнерских условиях Saint Laurent сделал редизайн знаменитого женского пиджака в тонкую полоску и с одной пуговицей, который носил Генсбур. Когда-то певец купил его за пару фунтов на блошином рынке Портобелло-Роуд в Лондоне; обновленная версия продавалась за €2,59 тыс. Лимитированная серия поступила в бутики бренда и сувенирный магазин при доме-музее Генсбура.

Между тем открытие было отложено на полтора года. Работа над проектом остановилась, когда подрядчикам перестали платить. В марте 2023-го после иска Генсбур и ее компании к Дютрексу Арбитражный суд Парижа постановил, что девелопер нарушил коммерческое право, и присудил возместить дому-музею €1,5 млн. По имеющейся информации, он их не выплатил, сославшись на банкротство. Компания Arteum в официальном заявлении подтверждает, что дело против Дютрекса еще продолжается и что финансовые трудности музея обусловлены долгами из-за расходов на открытие. Сам же Дютрекс в интервью газете Les Echos опроверг обвинения в растрате средств и сообщил, что готовится к ответному иску против Генсбур, обвиняя ее в намерении исключить его из сделки. На просьбу The Art Newspaper дать комментарий он не ответил.

Arteum утверждает, что, несмотря на юридическую реструктуризацию, компания на пути к тому, чтобы достигнуть платежеспособного статуса. Музей выполнил план продаж на 2024 год, а это около €4 млн. Президент компании Лорен Доше заявил, что «успех, достигнутый Домом Генсбура с момента открытия, — это доказательство его жизнеспособности». В том же заявлении Шарлотта Генсбур подтвердила свою преданность проекту, переживающему сейчас, по ее словам, «трудную ситуацию»: «Дом Генсбура — это самое драгоценное дело моей жизни. Общественная поддержка, которую мы получили после открытия, укрепила мою веру в то, что лучшее у него еще впереди».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+