18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Дом-музей Сержа Генсбура почти банкрот, но все не так плохо

Дом-музей Сержа Генсбура на улице Верней в 7-м округе Парижа.  Фото: Panoramic/ZUMA Press/ТАСС
Дом-музей Сержа Генсбура на улице Верней в 7-м округе Парижа.
Фото: Panoramic/ZUMA Press/ТАСС
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Дом-музей Генсбура, несмотря на толпы посетителей и раскупленные на месяцы вперед билеты, переживает сложные времена из-за долгов и конфликта между основателями: дочерью певца Шарлоттой Генсбур и ее деловым партнером

Компания, управляющая открытым в Париже год назад домом-музеем Сержа Генсбура — Maison Gainsbourg, решила воспользоваться правом на реструктуризацию долга из-за неоплаченных счетов на сумму €1,6 млн. Музей переживает сложные времена, несмотря на свою популярность (все билеты до конца 2024 года были раскуплены еще в октябре).

В апреле 1979 года легендарный певец Серж Генс­бур, написавший скандальную песню “Je t’aime… moi non plus” («Я тебя люблю… я тебя тоже нет»), показал свой дом в Париже съемочной группе. Он жил в особняке на Рив Гош в восьми минутах ходьбы от моста Искусств. Он показывал Сальвадора Дали, снимки Джейн Биркин, два пианино, черные стены, полы из белого мрамора, переполненные окурками пепельницы… «Ну, вот такой у меня дом. Не знаю, что это: гостиная, музыкальный класс, бардак или музей», — говорил он тогда для телепередачи.

Со времени кончины Генс­бура в 1991 году недвижимостью владела его дочь, актриса Шарлотта Генсбур. В сентябре 2023-го дом, остававшийся нетронутым более 30 лет, был открыт для публики. Теперь он превратился в музей с большим архивом, а также бар Le Gainsbarre и книжный магазин (их открыли через дорогу).

На протяжении многих лет на стены дома наносились граффити — теги и рисунки, изображающие певца с сигаретой его любимой марки Gitanes в зубах. Шарлотта Генсбур говорит, что запах этих сигарет до сих пор чувствуется в доме, в который, по ее словам, до открытия музея никто не входил. К настоящему времени более 120 тыс. посетителей совершили паломничество, пробуждая «гения места» во время прогулки по дому: крошечной кухне, ванной комнате с гигантской люстрой и спальне с покрывалами из черного бархата.

Граффити на стены дома Сержа Генсбура десятилетиями наносили его поклонники.  Фото: Barbara Neyman/Starface/ZUMA Press/ТАСС
Граффити на стены дома Сержа Генсбура десятилетиями наносили его поклонники.
Фото: Barbara Neyman/Starface/ZUMA Press/ТАСС

Проект музея стал результатом партнерства владелицы дома, Шарлотты Генс­бур, и коллекционера и девелопера Доминика Дютрекса, предоставившего финансирование. Открытие было запланировано на 2021 год с условием, что музей будет обслуживаться компанией Arteum, а дом моды Saint Laurent войдет в правление на правах официального партнера и спонсора. На партнерских условиях Saint Laurent сделал редизайн знаменитого женского пиджака в тонкую полоску и с одной пуговицей, который носил Генсбур. Когда-то певец купил его за пару фунтов на блошином рынке Портобелло-Роуд в Лондоне; обновленная версия продавалась за €2,59 тыс. Лимитированная серия поступила в бутики бренда и сувенирный магазин при доме-музее Генсбура.

Между тем открытие было отложено на полтора года. Работа над проектом остановилась, когда подрядчикам перестали платить. В марте 2023-го после иска Генсбур и ее компании к Дютрексу Арбитражный суд Парижа постановил, что девелопер нарушил коммерческое право, и присудил возместить дому-музею €1,5 млн. По имеющейся информации, он их не выплатил, сославшись на банкротство. Компания Arteum в официальном заявлении подтверждает, что дело против Дютрекса еще продолжается и что финансовые трудности музея обусловлены долгами из-за расходов на открытие. Сам же Дютрекс в интервью газете Les Echos опроверг обвинения в растрате средств и сообщил, что готовится к ответному иску против Генсбур, обвиняя ее в намерении исключить его из сделки. На просьбу The Art Newspaper дать комментарий он не ответил.

Arteum утверждает, что, несмотря на юридическую реструктуризацию, компания на пути к тому, чтобы достигнуть платежеспособного статуса. Музей выполнил план продаж на 2024 год, а это около €4 млн. Президент компании Лорен Доше заявил, что «успех, достигнутый Домом Генсбура с момента открытия, — это доказательство его жизнеспособности». В том же заявлении Шарлотта Генсбур подтвердила свою преданность проекту, переживающему сейчас, по ее словам, «трудную ситуацию»: «Дом Генсбура — это самое драгоценное дело моей жизни. Общественная поддержка, которую мы получили после открытия, укрепила мою веру в то, что лучшее у него еще впереди».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+