18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рубенсовские мужчины: художник и его команда миньонов

Питер Пауль Рубенс. «Диана и Каллисто». Фрагмент.  Фото: Museo Nacional del Prado
Питер Пауль Рубенс. «Диана и Каллисто». Фрагмент.
Фото: Museo Nacional del Prado
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

То, что Питер Пауль Рубенс держал большую мастерскую и создавал многие произведения с помощниками, не новость. Однако выставка в Прадо впервые рассматривает феномен мастерских и процесс совместного творчества в XVI–XVII веках так подробно и наглядно

На выставке «Мастерская Рубенса» представлены картины мэтра, работы его помощников и произведения, ставшие результатом их сотрудничества разной степени. Сопоставление помогает увидеть различие в художественном качестве. Интересно, что все картины, созданные в мастерской Рубенса, считались частью его бренда, «фирменного стиля». Однако современники (и он сам) работы, полностью написанные мастером, ценили выше, чем те, что были созданы в мастерской. В этом смысле полотна Рубенса сродни продуктам некоторых современных домов моды или архитектурных бюро.

Питер Пауль Рубенс. «Три грации».  Фото: Museo Nacional del Prado
Питер Пауль Рубенс. «Три грации».
Фото: Museo Nacional del Prado

Чтобы дать зрителям представление о мастерской, в музее воссоздали ее интерьер и наполнение, опираясь на работы самого Рубенса, его учеников и последователей. Тут пригодились гравюра Яна Колларта II по рисунку Яна ван дер Страта «Колор оливи» («Изобретение масляной живописи») и полотно «Аллегория живописи» Яна Брейгеля Младшего. На них изображены целые команды из художников и подмастерьев, которые готовят холсты, кисти и краски, пишут картины и принимают посетителей. Среди работ мастера — маленький шедевр «Елена Фурман (Фаурмент) с детьми». Портрет Анны Австрийской представлен в двух вариантах: кисти самого Рубенса и копия мастерской — можно поиграть в поиск отличий. «Распознание Филопемена» создано Рубенсом (фигуры) в партнерстве с Франсом Снейдерсом (мастер натюрморта написал лавку с дичью и корнеплодами, где, по легенде, было раскрыто инкогнито греческого военачальника Филопемена). Наконец, батальная тема «Смерть Публия Деция Муса», римского полководца, была воплощена — от эскиза до пятиметрового полотна — целой бригадой помощников.

Музей Прадо
«Мастерская Рубенса»
До 2 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+