18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Узбекистане достраивают Центр исламских цивилизаций

Здание Центра исламской цивилизации в Узбекистане почти готово.  Фото: Андрей Кудряшов
Здание Центра исламской цивилизации в Узбекистане почти готово.
Фото: Андрей Кудряшов
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Центр строится в Ташкенте уже семь лет. Сейчас работа над ним выходит на финишную прямую. Содержание музейной части обсуждается на международном уровне, экспозиция расскажет об истории территории, где ныне находится Республика Узбекистан

Внешне Центр исламских цивилизаций напоминает классическую исламскую архитектуру — с голубыми мозаиками и сотовыми сводами, мукарнами. Положение его историческое — во всех смыслах. Это средневековый центр Ташкента. С одной стороны от строящегося здания-гиганта (его длина 145 м, ширина 115 м, высота центрального купола 64 м) — древняя махалля (квартал-община) и базар «Чорсу», существующий более 2 тыс. лет. С другой — комплекс Хазрати-Имам, где хранятся волос пророка Мухаммеда и древнейший из дошедших до наших дней Коран, начертанный на оленьей коже. Когда ЦИЦ будет готов, Коран Османа перенесут туда, и он станет центром экспозиции. Вокруг рукописного памятника VII века поместят еще 114 древних книг — по числу сур (глав) Корана. В зале будут круглосуточно читать священный для мусульман текст. Это уже дело решенное, а вот остальное пока в процессе обсуждения.

В июне 2024 года главой центра был назначен Фирдавс Абдухаликов, председатель Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU), который сразу после вступления в должность устроил многомесячный «интеллектуальный марафон» вокруг мегапроекта. С июля в Узбекистане состоялось три форума (один на национальном уровне и два с участием экспертов из разных стран), где обсуждалась платформа. В итоге собрали более 600 проектов и предложений, которые еще предстоит проанализировать. На октябрьской Неделе культурного наследия содержание институции начало вырисовываться.

Внешне Центр исламских цивилизаций напоминает классическую исламскую архитектуру — с голубыми мозаиками и сотовыми сводами, мукарами.  Фото: Мария Москвичева
Внешне Центр исламских цивилизаций напоминает классическую исламскую архитектуру — с голубыми мозаиками и сотовыми сводами, мукарами.
Фото: Мария Москвичева

Вместо восьми залов, которые предварительно были намечены вокруг зала Корана, появятся четыре экспозиции, связанные мультимедийными коридорами — «капсулами времени». Разработкой этого проекта занимаются российские специалисты — основатель и креативный директор студии дизайна и мультимедиа Sila Sveta Александр Ус и сооснователь бюро Pitch Борис Кислицин. К оформлению самих залов подключены дизайнеры из французского бюро Wilmotte & Associés. Музейная часть ЦИЦ должна рассказать всю многослойную историю территории, на которой ныне находится Республика Узбекистан: от доисламских времен (с бронзового века до начала VIII столетия) к первому Ренессансу (IX–XII века), когда жили, например, знаменитый врач Ибн Сина (Авиценна) и основатель современной алгебры Аль-Хорезми, и далее ко «второму ренессансу» (так называют эпоху династии Тимуридов — XIV–XVI века). Среди выдающихся личностей той эпохи — астроном Мирзо Улугбек и поэт Алишер Навои. «Третьим ренессансом» в Узбекистане считаются наши дни. Впрочем, его хронологические рамки четко еще не очерчены. Исследователи отмечают, что за последние полвека возродились многие утраченные технологии, например стеклоделия, производства самаркандской бумаги (гладкой и тонкой, она веками считалась эталоном качества), мастерство книжной миниатюры. А в последние несколько лет Узбекистан переживает экономический подъем, что отражается на внешнем облике того же Ташкента, где строится не только ЦИЦ, но и другие объекты. Кстати, на упомянутой Неделе культурного наследия презентовали проект культурного центра, разработанный архитектурным бюро Захи Хадид.

Внутри Центра исламской цивилизации уже работает временная экспозиция, посвященная в том числе доисламской культуре.  Фото: Мария Москвичева
Внутри Центра исламской цивилизации уже работает временная экспозиция, посвященная в том числе доисламской культуре.
Фото: Мария Москвичева

Историю за несколько тысячелетий в ЦИЦ планируют рассказывать в смешанном формате — как с помощью экспонатов, коих в фондах центра (пока базирующихся в другом здании) более 40 тыс., так и посредством мультимедиа. По стенам залов растянутся большие экраны с информацией об исторических деятелях, народах, населявших в разное время территорию, научных и культурных достижениях. Каждый посетитель сможет углубиться в источники на сенсорных панелях, размещенных под настенными дисплеями. Музейная экспозиция станет одновременно глобальным инфохранилищем, которое будет постоянно дополняться.

Впрочем, отдельная библиотека в центре тоже появится. Она займет два этажа. Тысячи книг из нее будут доступны и в цифровом виде, включая редкие памятники, оригиналы которых нельзя получить на руки по соображениям сохранности. Углубиться в чтение можно будет не только в библиотечных залах, но и под открытым небом: на крыше устроят оазис с фонтаном и зеленью.

Музейная экспозиция станет одновременно глобальным инфохранилищем, которое будет постоянно дополняться. Фото: Центр исламских цивилизаций
Музейная экспозиция станет одновременно глобальным инфохранилищем, которое будет постоянно дополняться.
Фото: Центр исламских цивилизаций

Организовать библиотеку по последнему слову техники помогут российские специалисты. Глава международного отдела Сбербанка Олег Капитов подписал с главой ЦИЦ Фирдавсом Абдухаликовым меморандум о сотрудничестве, в рамках которого компания предоставит программу, делающую переводы на любой язык (ее можно использовать и в библиотеке, и во время конференций), а также цифрового помощника, способного расшифровать любой рукописный текст, даже самый неразборчивый. Опытом по оцифровке и систематизации книг поделились сотрудники Российской государственной библиотеки (Москва) и Центральной публичной библиотеки им. В.В.Маяковского (Санкт-Петербург).

Планируется организовать в ЦИЦ и современные реставрационные мастерские. Фото: Мария Москвичева
Планируется организовать в ЦИЦ и современные реставрационные мастерские.
Фото: Мария Москвичева

Планируется организовать в ЦИЦ и современные реставрационные мастерские. По этому вопросу музейно-просветительскую платформу консультирует заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель, который на форуме сделал несколько докладов. А главный научный сотрудник Музея Востока Екатерина Ермакова предложила темы для выставочного зала с временными проектами, который, скорее всего, появится в будущем.

Узбекский искусствовед Акбар Хакимов тоже говорил о временных проектах, в частности о показе современного исламского искусства, приводя в пример опыт куратора Художественного музея округа Лос-Анджелес Линды Комарофф, которая несколько лет назад открыла выставку «Исламское искусство сейчас». Такие проекты могли бы появиться и в ЦИЦ. Акбар Хакимов предложил детально обсудить, что такое «третий ренессанс», и создать грантовые условия для реализации арт-проектов в рамках темы.

Центр исламских цивилизаций — амбициозный проект, направленный в первую очередь на молодежь.  Фото: Центр исламских цивилизаций
Центр исламских цивилизаций — амбициозный проект, направленный в первую очередь на молодежь.
Фото: Центр исламских цивилизаций

«Центр исламских цивилизаций — амбициозный проект, олицетворяющий задачи будущего. Он направлен в первую очередь на молодежь, создателей новой цивилизации, которым центр позволит с помощью новых технологий изучать прошлое и создавать фундамент для „третьего ренессанса“. В наше неспокойное время важно показать, что ислам — религия толерантности. Мы создаем просветительскую платформу, которая должна стать основой для консолидации научного сообщества разных стран и рассказать о культурных и научных достижениях Востока в контексте мировой истории и искусства», — считает директор ЦИЦ Фирдавс Абдухаликов. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+