18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ватикан открывает доступ к личной коллекции папы и показывает Аполлона Бельведерского после реставрации

Мраморная статуя Аполлона Бельведерского.  Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского.
Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS

Это происходит в рамках празднования так называемого Юбилейного, или Святого, года, обычно объявляемого раз в 25 лет. В программе — масса выставок на разных площадках Ватикана

Ожидается, что в Юбилейный год христианства, который в очередной раз отмечается в 2025 году, приток посетителей в музеи Святого престола и Рима увеличится на миллионы. Обычно Католическая церковь объявляет Юбилейный год раз в 25 лет, но предыдущий отмечался в 2016 году по решению папы Франциска I после его избрания в 2013 году (кстати, папский талисман юбилея — персонаж-маскот по имени Люче, одетый в желтую куртку с капюшоном).

В юбилейные годы люди со всего света съезжаются в Рим, чтобы посетить его главные храмы, в том числе базилики Святого Петра, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло Фуори ле Мура. В каждой из них есть Святые врата, которые открывают только в Юбилейный год.

справка
Что такое Юбилейный год

Впервые Юбилейный, или Святой, год отмечался в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейными годы должны были считаться каждые 100 лет, в начале нового века. В 1343 году Климент VI решил отмечать юбилей каждые 50 лет. В 1389-м папа Урбан VI уменьшил промежуток между юбилейными годами до 33 лет (в честь земной жизни Христа). В 1470 году Павел II вынес новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в праздновании. Кроме того, папы римские несколько раз пользовались правом объявлять внеочередной Юбилейный год.

Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение полных индульгенций, то есть полную отмену временных наказаний за грехи. В четырех патриарших базиликах Рима паломникам во время посещения необходимо пройти через Святые врата (Santa Porta) — священные двери, которые открываются только в официальный Юбилейный год. Открытые двери символизируют прощение и милость Божью ко всем грешникам. Святые врата открывает в начале года и закрывает в конце года сам папа римский.

Еще…

Согласно некоторым оценкам, программа Юбилейного года удвоит туристический поток в Вечный город, который в прошлом году посетило 35 млн человек. Туристы и паломники начнут прибывать с конца декабря. В канун Рождества в присутствии папы Франциска в соборе Святого Петра распахнут Святые врата, которые традиционно открываются всего четыре раза в столетие.

Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, рассказала, что в 2025 году работу музеев продлят на два часа в день. «Мы ожидаем очень большого потока посетителей и надеемся, что нам удастся обеспечить им комфорт, — говорит она. — Мы хотим, чтобы они провели время приятно и с пользой, чтобы смогли почувствовать глубокий смысл экспонатов. Юбилейный год пройдет под девизом „Пилигримы надежды“, а в эти непростые времена надежда так важна для всех нас».

Одной из первых открылась выставка «Иконы надежды» в церкви Святой Агнессы в Риме. «Это невероятная экспозиция шедевров из Восточной Европы, России и других стран, — рассказывает Ятта. — Мы хотим показать икону как своего рода физический носитель молитвы, потому что это одновременно и произведение искусства, и молитва сама по себе». Большинство из 18 вошедших в экспозицию икон, созданных в период с XV по XX век, выполнены темперой по дереву.

Редкие вещи Бернини

Посетители одной из специальных выставок в Музеях Ватикана получат редкую возможность увидеть два произведения Джованни Лоренцо Бернини — «Проклятая душа» и «Блаженная душа» (обе — 1619) — из палаццо ди Спанья, доступ в который обычно закрыт для публики.

Джованни Лоренцо Бернини. «Проклятая душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
Джованни Лоренцо Бернини. «Проклятая душа». 1619.
Фото: Roberto Sigismondo

Летом откроется экспозиция «Семь паломнических церквей Рима», в которую войдут архивные фотографии главных церквей Юбилейного года, сделанные фотографом-документалистом Ромуальдо Мошиони, к 100-летию со дня смерти которого приурочена выставка.

Папа Франциск собирается показать публике некоторые из своих любимых произведений искусства, украшающих его личные апартаменты, в том числе картину Эль Греко «Христос Спаситель», которая будет экспонироваться в Музеях Ватикана весной. Кроме того, Ятта обещает особые «сюрпризы» на Рождество и на Пасху.

Еще один шедевр, единственная в собрании ватиканских музеев картина Караваджо «Положение во гроб» (около 1600–1604), будет экспонироваться в павильоне Святого престола на Всемирной выставке в японской Осаке. «Мы ценим возможность поделиться нашим наследием на таком важном мероприятии», — говорит Барбара Ятта, добавляя, что картина редко покидает пределы Ватикана и в предыдущий раз это произошло в 2017 году.

Джованни Лоренцо Бернини. «Блаженная душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
Джованни Лоренцо Бернини. «Блаженная душа». 1619.
Фото: Roberto Sigismondo

В числе других художественных событий, приуроченных к Юбилейному году, выставка искусства модернизма в недавно открывшемся Музее дель Корсо, на которой представлено «Белое Распятие» (1938) Марка Шагала, привезенное из Чикагского института искусств. Это первая из серии работ, созданных художником на фоне преследования евреев в 1930-х годах; в них он изобразил Христа как еврейского мученика.

Преображение фонтана Треви и Аполлон Бельведерский

На одной из важнейших мировых достопримечательностей — римском фонтане Треви — завершены реставрационные работы, которые продолжались три месяца и обошлись в €300 тыс. Теперь фонтан можно рассмотреть ближе благодаря появившимся в ноябре мосткам из стекла и стали, за вход на которые позднее с туристов собираются взимать плату. Монеты, которые бросают в Треви, идут на финансирование католической благотворительной организации Caritas; в прошлом году фонтан принес ей около €1,5 млн.

Фонтан Треви в Риме.  Фото: Сlementina Toso/Unsplash
Фонтан Треви в Риме.
Фото: Сlementina Toso/Unsplash

На озере Альбано, в 45 минутах езды на поезде от Рима, в бывшем летнем папском дворце в Кастель-Гандольфо, который сейчас входит в состав Музеев Ватикана, открыли выставку, посвященную сюжету Рождества у художников эпохи Возрождения, в том числе Доменико Гирландайо и Рафаэля.

Недавно отреставрированный Аполлон Бельведерский, один из самых прославленных шедевров в собрании Ватикана, теоретически готов поприветствовать каждого посетителя крепким рукопожатием — потому что в ходе недавней реставрации мраморной статуе вернули утраченную кисть руки.

Мраморная статуя Аполлона Бельведерского вернулась в Музеи Ватикана после реставрации.  Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского вернулась в Музеи Ватикана после реставрации.
Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS

Джандоменико Спинола, заместитель директора Музеев Ватикана, говорит, что статуя Аполлона (теперь с восстановленными золотыми волосами) — это «изумительное произведение, восхищавшее многих художников, в числе которых был и Микеланджело, придавший черты лица Аполлона Христу на „Страшном суде“ в Сикстинской капелле».

Кисть руки Аполлона восстановили по форме для отливки, которая, как считается, служила для изготовления оригинальной бронзовой статуи, копией которой является мраморная скульптура. Рука Аполлона изначально изваяна в положении для стрельбы из лука, и в Музеях Ватикана надеются, что теперь она указывает на новую главу в истории успеха этого прославленного музея.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+