18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

При Пинакотеке Брера наконец открылся музей современного искусства

Палаццо Читтерио, величественный особняк XVIII века, расположенный в двух сотнях метров от Пинакотеки Брера.  Фото: ACPV ARCHITECTS
Палаццо Читтерио, величественный особняк XVIII века, расположенный в двух сотнях метров от Пинакотеки Брера.
Фото: ACPV ARCHITECTS

В Милане, в палаццо Читтерио, которое стало частью комплекса Grande Brera, выставлено около 200 образцов послевоенного и современного искусства, включая произведения Амедео Модильяни, Джорджо Моранди и Пабло Пикассо

Полвека потребовалось Милану для того, чтобы реализовать планы по открытию нового крупного музея современного искусства — он начинает работу в декабре. Палаццо Читтерио, величественный особняк XVIII века, расположенный в двух сотнях метров от Пинакотеки Брера, был торжественно открыт 7 декабря, в день Святого Амвросия, покровителя города.

Событие состоялось в рамках крупной инициативы Grande Brera — создания нового культурного кластера, сердцем которого станут палаццо Читтерио, Пинакотека Брера и Библиотека Брайденсе, которая, как и новый музей, находится в ведении Пинакотеки.

Власти стремятся, как рассказал The Art Newspaper директор Пинакотеки Брера Анджело Креспи, «создать в Милане большой музейный комплекс по образцу Флоренции и Рима в плане показателей посещаемости и доходности. Доходы Уффици во Флоренции в 2023 году составили €63 млн. Колизей в Риме заработал почти €100 млн. Тогда как Брера в том году — всего €5 млн».

Пинакотека Брера, благодаря своему собранию работ Караваджо, Тициана и Беллини, считается одним из важнейших музеев Италии. Теперь по одному билету посетители смогут увидеть еще 200 образцов послевоенного и современного искусства в палаццо Читтерио. Например, «Голову быка» (1942) Пабло Пикассо, натюрморт Джорджо Моранди 1919 года, «Риссу в галерее» (1910) Умберто Боччони и «Фьюману» (1898) Джузеппе Пеллиццы да Вольпедо, этюд к знаменитой картине художника «Четвертое сословие» (1901). Там также представлены работы Амедео Модильяни и Жоржа Брака.

Хотя основу коллекции в палаццо Читтерио составляют произведения, переданные в дар, в основном семьями Джеси и Витали в 1976 и 1984 годах, Пинакотека Брера продолжает пополнять собрание. По словам Креспи, в коллекции появились две картины Моранди, подаренные семьей Витали в этом году, а на очереди работы Марио Скифано и Артуро Мартини, которые сейчас в процесс выкупа музеем.

План создать музей в палаццо Читтерио родился еще в 1972 году, когда правительство приобрело здание по просьбе Франко Руссоли, тогдашнего директора пинакотеки. Фото: ACPV ARCHITECTS
План создать музей в палаццо Читтерио родился еще в 1972 году, когда правительство приобрело здание по просьбе Франко Руссоли, тогдашнего директора пинакотеки.
Фото: ACPV ARCHITECTS

По прогнозам Креспи, открытие музея современного искусства будет в течение следующих четырех лет способствовать развитию туризма в районе Брера. В 2023 году пинакотека привлекла 500 тыс. посетителей — музей в палаццо Читтерио, как ожидается, в следующем году добавит к ним еще 50 тыс.

Комплекс Grande Brera получил толчок к развитию в октябре, когда в рамках реорганизации Министерство культуры Италии передало в ведение Пинакотеки Брера «Тайную вечерю» (около 1495–1498) Леонардо да Винчи, расположенную в 2 км от музея. По словам Креспи, кураторство над этой знаменитой фреской, украшающей трапезную монастыря Санта-Мария делле Грацие, входящего в список всемирного наследия ЮНЕСКО, позволит увеличить общий доход музея до €10 млн, а число посетителей — до 1,5 млн человек.

План создать музей в палаццо Читтерио родился еще в 1972 году, когда правительство приобрело здание по просьбе Франко Руссоли, тогдашнего директора пинакотеки. Реконструкция, проведенная британским архитектором Джеймсом Стирлингом в 1980-х годах, долго откладывалась и в итоге была прекращена после его смерти в 1992-м. Очередная реставрация стоимостью €23 млн, завершенная в 2018 году, была признана не отвечающей требованиям из-за проблем с влагоустойчивостью.

В преддверии открытия палаццо Читтерио Анджело Креспи в сентябре представил новый восьмиугольный логотип Grande Brera, который также будет использоваться другими независимыми институциями, расположенными на территории палаццо Брера, включая Астрономическую обсерваторию Брера, Ботанический сад, Академию наук и литературы Ломбардского института, Академию Брера и Исторический архив Рикорди.

В интервью The Art Newspaper Креспи рассказал, что автономия, предоставленная музеям Италии в 2014 году Дарио Франческини, занимавшим в то время пост министра культуры, позволила учреждениям улучшить свое финансовое положение. «Благодаря реформе Франческини... Уффици смог стать одним из крупнейших музеев мира не только по объему коллекций, но и по доходам и количеству посетителей, — говорит он. — Раньше многие жаловались, что итальянские музеи в принципе не способны приносить такой же доход, как Лувр. Но это оказалось не так. Сегодня итальянские музеи прекрасно зарабатывают».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+