18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ярмарка с настроением: елки, дельфины, археология

Ярмарка |catalog|. Фото: Роман Коноваленко
Ярмарка |catalog|.
Фото: Роман Коноваленко

Открылась третья ярмарка современного искусства |catalog|. В этом выпуске рекордное число участников, много новых имен и бодрые продажи уже на предпоказе. Многие галереи наконец сделали ценообразование прозрачным, указывая стоимость на этикетках

В историческом здании типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице до 8 декабря проходит ярмарка современного искусства |catalog|, организованная Ассоциацией галерей. Пятьдесят пять российских участников представили здесь лучшее из своих коллекций, а поскольку время предновогоднее, то и общая атмосфера праздничная: изобилие елок, зверушек, птичек и просто жизнерадостных картинок и объектов. Второй красной нитью стала тема археологии, но начнем, пожалуй, с веселого.

Елка Игоря Самолета, галерея сцена/szena Ярмарка |catalog|. Фото: Надежда Лисовская
Елка Игоря Самолета, галерея сцена/szena Ярмарка |catalog|.
Фото: Надежда Лисовская

Елка Игоря Самолета (хотя в данном случае более уместно все же слово «палка») — голый ствол с парой облезлых веток, увенчанный красной звездой, — ушла со стенда галереи сцена/szena даже не на предпоказе, а еще до него. Галерея Myth представила нетривиальные работы Вадима Михайлова: на плащ-палатках изображены «криповатые» зверушки, скелетики и непосредственно елки, как их видит автор. Выбор материала неслучаен: художник все время в разъездах и, соответственно, не может не задумываться о том, как украсить временные жилища, так что плащ-палатка — это практически «праздник, который всегда с тобой». Цена празднику — 550 тыс. руб. Уже более классическое живописное хвойное Гоги Тотибадзе можно приобрести в одноименной галерее за €20 тыс. Нарядная красавица Шимона Окштейна ограниченного тиража (шелкография, 1/3) на стенде «Е.К.АртБюро» обойдется в 370 тыс. руб., а текстильная, Анастасии Иваненковой, у «К35» — за 60 тыс. руб. На ней вышита часть цитаты найденного художницей собственного послания Деду Морозу: «Хочу шоколадку. С новым годом! Удачи и успехов. Настя 4 года». Украсить дом чуть более декорированной, чем у Самолета, но тоже довольно аскетичной палкой Саши Нестеркиной можно за 300 тыс. руб. в Grabar Gallery. Продолжают зимнюю тему коньки из попкорна под названием «Гелиосоциализм» Алисы Смородины в галерее Flor et Lavr за 100 тыс. руб.

Работы Ирины Кориной и Crocodile business группировки ЗИП. XL Gallery.  Фото: Надежда Лисовская
Работы Ирины Кориной и Crocodile business группировки ЗИП. XL Gallery.
Фото: Надежда Лисовская

Перейдем к веселому и яркому. На стенде XL плюшевые дельфины Ирины Кориной (1,4 млн руб.) выставлены на фоне ярко-красного баннера Crocodile business группировки ЗИП (900 тыс. руб.). Необычной формы холсты-матрешки художницы Мары в Art & Brut Gallery стоят по 250 тыс. руб., а кислотная по цветам и содержанию живопись Ирины Епифановой с зелеными рептилоидами — по 150 тыс. руб. Там же не обошлось и без «хайповой» темы, которую поддерживает квадриптих Антона Бубновского «Иногда банан — это просто банан». В Triumph очень смешные керамические фигурки «Старые панки», созданные в единственном экземпляре Алисой Рословой специально для ярмарки. По словам художницы, все образы — это реальные люди и можно попробовать угадать, кто есть кто (бесплатно), или забрать себе (по 80 тыс. руб. за штуку). Не совсем, но близкие по тематике акварели Филиппа Орлова с изображением досуга четких пацанов 1990-х можно найти на стенде Artstory.

Много яркой живописи Василия Галактионова на стенде Art Object Gallery. Говоря о «веселеньком», традиционно сложно обойти вниманием стенд «11.12», изобилующий объектами Василия Слонова. Тут в ассортименте и его неваляшки (150 тыс. руб.), и черепа из черной и красной икры (по 500 тыс. руб.), а по стенам расползлись кирпичи на ножках. Там же забавные гастрономические портреты-ассамбляжи Анны Селиной. Черепа и продукты питания объединены на холстах Ильи Гапонова в студии «Непокоренные».

Ярмарка |catalog|. Фото: Николай Казеев
Ярмарка |catalog|.
Фото: Николай Казеев

В галерее 159F примечательна живопись братьев-близнецов Антона и Артема Матвеевых. «Фишечка» стилизованных под детские картинки холстов в том, что, несмотря на их объемность, выполнены они исключительно маслом. По словам авторов, наиболее толстые слои высыхают до твердого состояния примерно через год. Цена — от 400 тыс. до 800 тыс. руб.

Целиком состоит из текстиля стенд Atelier Choutko: гигантский желтый ковер «Витрувианский человек» Александра Повзнера стоит 1,9 млн руб., а небольшие коллажи Пахома — 50 тыс. руб.

Занятная история произошла на стенде Pogodina Gallery с работой Ивана Симонова. На ней изображен стоящий спиной к зрителю мужчина. Несмотря на то что мужчина не обнажен, организаторы ярмарки попросили прикрыть нижнюю часть спины. Теперь поверх фигуры красуется газета «Московский комсомолец», на которой можно почитать анекдоты, а можно аккуратно приподнять и убедиться, что на мужчине есть плавки. Там же — гигантский холст с рыбками Аркадия Насонова (2 млн руб.) и подводная лисичка Владимира Дубосарского (2,8 млн руб.).

Ярмарка |catalog|. Фото: Анна Темерина
Ярмарка |catalog|.
Фото: Анна Темерина

Изобилует шедеврами стационарный (да и блуждающий тоже) стенд галереи «Пальто»: тут и инсталляция «Котик» Бориса Матросова 1996 года (1 млн руб.), и линейки Анатолия Осмоловского «Новый стандарт» (по 100 тыс. руб.), и миниатюрная графика Ивана Языкова (€150), и фотографические «Артефакты» Франциско Инфанте (120 тыс. руб.).

Конечно, на ярмарке представлены и «серьезные» работы. Как уже упоминалось, многие ударились в тему археологии. Например, всегда выделяющийся элегантностью и продуманностью стенд Futuro Gallery целиком посвящен пещерам в широком понимании. По углам — кучи земли с вкраплениями «следов несуществующей цивилизации» Артема Брюхова, впечатляющее деревянное панно Андрея Бергера, дополненные графикой Дани Пирогова, работающего с хтонической мифологией и темой «дикого» сакрального.

В галерее Jessica, получившей приз за лучший стенд на недавно прошедшей ярмарке Cosmoscow, также представлены «археологические» артефакты: художница Вера Светлова сначала создает, а потом разрушает вазы в античном стиле. Черепки она либо собирает обратно в примерно первоначальный вид, либо размещает на панно, предлагая покупателю при желании сложить керамический пазл самостоятельно. Цены от 60 тыс. до 120 тыс. руб.

Ярмарка |catalog|.  Фото: Наталья Польская
Ярмарка |catalog|.
Фото: Наталья Польская

pop/off/art представляет бронзу Андрея Красулина, выполненную в необычной технике: художник использовал формы из, казалось бы, неподходящих материалов — войлока, картона, коробки от лампочек, сохраняя их текстуру. В итоге получаются объекты — как бы тоже артефакты несуществующих цивилизаций. Цены — от €3,5 тыс. за самую маленькую коробочку до €35 тыс. за самую большую скульптуру. Также состаренный металл представляет Artstory: работы Евгения Прохоренко «Три грации» (900 тыс. руб. за каждую) выполнены из металла, который ржавел в течение девяти лет, и, таким образом, их невозможно повторить, даже если бы скульптор этого захотел.

Тему подхватывает казанская галерея «Бизоn», которая объединяет работы Линара Ахметова, выполненные в технике традиционного татарского шамаиля, картины-изречения, когда текст пишется с обратной стороны стекла и подсвечивается фольгой, и псевдоисторические объекты, например «Вордискон» Максима Агафонова — деревянную граммофонную пластинку (50 тыс. руб.).

Стенд The Art Newspaper Russia на ярмарке |catalog|. Архитектурно-дизайнерская компания BURO ALL. Фото: Илья Тягаев
Стенд The Art Newspaper Russia на ярмарке |catalog|. Архитектурно-дизайнерская компания BURO ALL.
Фото: Илья Тягаев

В рамках проекта для молодых художников Fresh Talents, представлены работы студентов и выпускников Школы Родченко. «Дуб облетает первым» 2016 года уже упомянутого автора хитовой елки Игоря Самолета стоит 350 тыс. руб., симпатичные картинки Полины Стриж в ярких рамках — от 7 тыс. до 15 тыс. руб., а утонченная графика Бориса Брагина — 30 тыс. руб.

В целом, по оценкам даже самых лютых критиков из арт-мира, |catalog| вновь превзошел себя и по количеству, и по качеству, и по разнообразию. Тут можно найти абсолютно все и в любом ценовом сегменте. Советуем заложить не менее трех часов на посещение ярмарки, а вдумчивый осмотр (с редкими перерывами на коктейль) у нас занял восемь часов.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+