18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Алексей Куклин: «У нас с Белютиным больше отличий, чем сходства, но мышление наше похоже»

Алексей Куклин.  Фото: Сергей Кравцов
Алексей Куклин.
Фото: Сергей Кравцов

В Суздале идет выставка «Морской узел». Алексей Куклин рассказал, как в ней соединились его работы с произведениями Элия Белютина. Художники-абстракционисты принадлежат к разным поколениям, но не чужды друг другу: оба исследуют возможности цвета

Куратор Андрей Бартенев соединил в одном пространстве — экспериментальной выставочной платформе «Ларец» в Суздале — произведения двух художников. Один — классик неформального искусства, создатель студии «Новая реальность» Элий Белютин (1925–2012), другой — наш современник, 26-летний Алексей Куклин. Работы Белютина из МИРА коллекции и созданный Куклиным в суздальской арт-резиденции новый цикл картин дополняют друг друга, чтобы явить собой пример противоречивости и преемственности абстрактной живописи.

«Пишите не то, что видите, а то, что при этом испытываете. Создавайте не подобие реальности, а всю сложность переживаний, которыми в момент рисования пылаете!» — говорил Белютин. А что говорит Алексей Куклин?

Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

Работая в рамках резидентской программы МИРА, вы уже знали, что это будет как-то связано с Белютиным — или идея пришла постфактум?

В рамках резиденции МИРА я уже знал, что будет совместная выставка с Элием Белютиным. У «Ларца», как и у любой выставочной площадки, есть выставочный план, так что этот проект был запланирован точно больше чем за полгода. Решалась только дата моего заезда в резиденцию. Но хочу сказать, что в процессе подготовки эскизов и работы со скульптурой я никак не ориентировался на Белютина. Мне было важно сохранить свою идентичность, показать свое какое-то мастерство и непосредственно за счет этого провести эти линии, которые запланировал Бартенев для выставки: через сопоставление меня и Белютина посмотреть, как развивается русское абстрактное искусство.

Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

Как Андрей Бартенев объяснял вам свою кураторскую идею?

К сожалению, не помню, в каких точно словах, но примерно в феврале Андрей рассказал мне, что хочет подготовить выставку «Куклин — Белютин». Думаю, он увидел модули Белютина и сопоставил их с моими… Можно сказать, что у меня тоже модули, так как я компоную свои композиции из определенных геометрических фигур, чтобы и получить что-то новое. Я отнесся к этой идее очень позитивно, для меня это был такой эксперимент и вызов... Очень интересно было посмотреть, как на одной стене, в одном зале будут смотреться холсты Белютина и мои.

Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

Что вы знали о творчестве Белютина до участия в этом проекте? Если знали.

На самом деле я мало что знал о нем. Я, конечно же, читал о выставке в Манеже, где он принимал участие, но познакомился с его теорией контактности, с модульной живописью уже ближе к лету этого года. Мне было важно сохранить свою идентичность, поэтому я сильно не погружался поначалу в творчество Белютина, для того чтобы на выставке не было фактически переосмысления его живописи. Мне все-таки хотелось — и Андрею тоже — сохранить элемент противопоставления. Чтобы в процессе просмотра выставки у зрителя была возможность увидеть и какие-то общие черты, и то, чем мы отличаемся.

Алексей Куклин на выставке «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Алексей Куклин на выставке «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

А какие, по-вашему, у вас с ним точки соприкосновения? Что бы вы сказали ему, если бы представилась такая возможность?

Наверное, точки соприкосновения находятся как раз в его теории контактности. Мне тоже очень важно своими цветовыми решениями, геометрическими построениями форм задействовать именно чувственные эмоции зрителя. Я в своих полотнах нарочито ухожу от предметности, от первичного визуального восприятия. То есть я отсекаю ассоциативные образы, в том числе не давая названия своим работам — я их нумерую. Все это для того, чтобы зритель фокусировался непосредственно на опыте.

Мне интересен Белютин. Я бы точно хотел поприсутствовать на его лекциях, занятиях в его студии. Вынести свое полотно к тем самым абрамцевским березам и поработать с ним вместе. На данный момент я все же вижу у нас больше отличий, чем сходства, но мышление наше похоже. И хотя мы — два художника из абсолютно разного времени, мне греет душу то, что мы оба увлечены абстрактным искусством.

Выставочная платформа «Ларец»
«Морской узел»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+