18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Опыт психологической трансформации, выраженный в выставке

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

В башне «Меркурий» столичного Сити Stella Art Foundation представляет выставочный проект «Границы лиминальности» под кураторством искусствоведа, лауреата Государственной премии в области современного искусства «Инновация» Анны Романовой

В экспозицию войдут работы двух десятков художников из коллекции Stella Art Foundation, среди которых Эрвин Вурм, Аня Желудь, Семен Файбисович, Андрей Филиппов, группа «Синий суп».

«Понятие лиминальности пришло из антропологии. Это транзитно-переходная фаза при инициации, пройдя через которую, человек переживает новый опыт эмоциональной и психологической трансформации. Концепт лиминальности оказался очень востребованным инструментом при описании социальных процессов, которые сложно передать в каких-то нормативных, устоявшихся категориях», — комментирует тему выставки куратор.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Одно из самых зрелищных произведений — видеоинсталляция всемирно известного американского художника Билла Виолы «Вознесение Изольды», вдохновленная оперой Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Она буквально погружает зрителя в пронизанную лучом толщу воды, в которой в какой-то момент появляется и воспаряет ввысь тело девушки в тонких светящихся одеждах. Здесь нашел отражение собственный травматичный опыт художника, едва не утонувшего в детстве.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Ольга Чернышева часто обращается к темам ностальгии и исторической памяти, исследуя влияние советского прошлого на современность. В живописном триптихе «Панорама» она соединяет визуальные образы из советских фильмов, демонстрировавшихся в кинотеатре «Круговая панорама» на ВДНХ, с современными реалиями, выстраивая диалог между прошлым и настоящим.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В экспозиции много работ представителей московской концептуальной школы: Елены Елагиной, Ильи Кабакова, Игоря Макаревича. «Концептуалисты много внимания уделяли темам перехода, порогового состояния, границы. Сегодня это искусство интересно рассмотреть в контексте концепта лиминальности», — обосновывает выбор художников Анна Романова.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В последние годы интернет накрыла волна интереса к liminal spaces: посты с фотографиями пустых безлюдных пространств, вызывающих смутное чувство тревоги, становились вирусными в TikTok и Twitter. Этому явлению способствовала пандемия: закрытые магазины, пустынные улицы, покинутые офисы. Но еще задолго до нее, в середине ­2000-х, Стас Полнарёв создал серию «Руина Россия», зафиксировав последние дни существования одноименной московской гостиницы накануне сноса. В свое время гостиничный комплекс был включен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире; знание этого усиливает впечатление от предчувствия гибели архитектурного гиганта.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В видеоперформансе Андрея Кузькина «Пространственно-временной континуум» автор в течение семи часов чертил на десятиметровой стене горизонтальную линию. В начале и в конце линии были написаны соответствующие моменту точное время и дата. По словам Кузькина, это действие «является визуализацией феномена времени, где человек — это точка между неизвестностью будущего и следом прошлого».

Разнообразие сюжетов, медиумов и оптик позволяет зрителю соотнести опыт исследования лиминальности в творчестве современных зарубежных и российских художников. 

Stella Art Foundation
«Границы лиминальности»
До 10 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+