18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вечное сияние готического стиля озаряет экспозицию в Хельсинки

Хуго Симберг. «Сад смерти». 1896 Фото: Jenni Nurminen/Finnish National Gallery
Хуго Симберг. «Сад смерти». 1896
Фото: Jenni Nurminen/Finnish National Gallery
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Выставка «Готик модерн» в Художественном музее «Атенеум» подробно рассматривает влияние средневекового искусства на творчество таких художников эпохи модернизма, как Мунк, ван Гог, Бёклин и другие. Готично? Очень!

Готика всегда с нами. Имеет смысл говорить не о разнообразных «возрождениях» этого стиля, а о том, что он и не покидал нашу культуру, подобно тому, как дом с привидениями не покидают души предыдущих жильцов. Выставка «Готик модерн» в Художественном музее «Атенеум», который входит в состав Финской национальной галереи, подробно рассматривает влияние средневекового искусства на творчество крупнейших художников эпохи модернизма.

Эдвард Мунк. «Пепел». 1895 Фото: Børre Høstland/Nasjonalmuseet
Эдвард Мунк. «Пепел». 1895
Фото: Børre Høstland/Nasjonalmuseet

Здесь Эдвард Мунк, Винсент ван Гог и финская художница Хелена Шерфбек вступают в диалог с такими мастерами, как Лукас Кранах Старший, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. Выставку подготовили директор музея Анна-Мария фон Бонсдорфф и Джульет Симпсон, искусствовед из Университета Ковентри. Кураторы уверены, что эта экспозиция, соединяющая мрачное и чувственное, должна пользоваться успехом у молодых посетителей.

Жившие 100 и более лет назад художники, воочию наблюдавшие зарю «века машин» и принесенные им социальные потрясения, рост национализма и начало мировой войны, обращались к готике, чтобы выразить свои тревоги, что породило незаурядные трактовки сексуальности, смерти и травмы. Выставка включает не только картины, рисунки, гравюры и скульптуры, но и мебель и другие объекты. Экспозиция структурирована по темам, в числе которых «Божественный эрос», «Природа и сверхъес­тественные силы», «Пляска смерти» и так далее. Среди ключевых экспонатов — «Солнце» (1910–1913) Мунка, «Сад смерти» (1896) и «Танец на набережной» (1899) Хуго Симберга, а также «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке» (1872) Арнольда Бёклина.

Арнольд Бёклин. «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке». 1872.  Фото: Staatliche Museen zu Berlin
Арнольд Бёклин. «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке». 1872.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin

Кураторы уверены, что выставка позволит увидеть представленных на ней художников в новом контексте. Так, Мунк, пользующийся репутацией самобытного гения, на самом деле творил под влиянием немецкого средневекового искусства.

Одна из самых знаменитых картин в экспозиции — «Череп с горящей сигаретой» (1886) ван Гога, приехавший из музея художника в Амстердаме. Ван Гог написал его в студенческие годы в Антверпене. По словам фон Бонсдорфф, это произведение принято считать юношеской шуткой. «Создается впечатление, что ван Гог написал картину за один сеанс, а поднимающийся от сигареты дым был в числе последних добавленных им деталей. В контексте готического модерна это произведение получает новую интерпретацию», — поясняет она.

Хуго Симберг. «Раненый ангел». 1903.  Фото: Finnish National Gallery
Хуго Симберг. «Раненый ангел». 1903.
Фото: Finnish National Gallery

Директор музея считает, что в «Черепе» нашло отражение увлечение художников времен ван Гога «Пляской смерти» — популярным сюжетом как в литературной, так и в художественной традиции, который исследовали такие мастера, как Гольбейн и Дюрер. «В западном искусстве со времен Средневековья подобные изображения создавались, — добавляет она, — чтобы напоминать зрителю о быстротечности жизни и в то же время — о мастерстве художника, столь искусно изобразившего это горестное обстоятельство».

Из Хельсинки выставка переедет в Национальный музей Осло, а конец следующего года проведет в венской Альбертине.

Атенеум
«Готик модерн»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+