18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих

Вазы парные с изображением цветов и фруктов с орнаментами «в готическом вкусе». Императорский фарфоровый завод. 1832.  Фото: Государственный институт искусствознания
Вазы парные с изображением цветов и фруктов с орнаментами «в готическом вкусе». Императорский фарфоровый завод. 1832.
Фото: Государственный институт искусствознания
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания

Уже в 2000-е годы, когда российский арт-рынок был дик и экзотичен, начала греметь слава коллекции отечественного фарфора, за огромные миллионы собираемого по всему миру Еленой Батуриной, на тот момент женой московского мэра Юрия Лужкова. С той поры изменилось многое: сначала Лужков стал экс-мэром, потом Батурина превратилась в его вдову. Но коллекция продолжала расти, а ее владелица — оставаться в топ-10 богатейших женщин России по версии журнала Forbes. Теперь у нас появилась возможность ознакомиться с каталогом этого беспрецедентного собрания, зафиксированного по состоянию на сегодня. Что всегда похвально. Например, никому ныне и не узнать, что конкретно входило в другое легендарное собрание той же эпохи, которое было посвящено «наполеонике», собиралось ее братом Виктором Батуриным и после его «падения» и многочисленных судебных преследований было распродано или же конфисковано.

Вазы парные с орнаментом «в готическом вкусе». Императорский фарфоровый завод. Начало 1830-х.  Фото: Государственный институт искусствознания
Вазы парные с орнаментом «в готическом вкусе». Императорский фарфоровый завод. Начало 1830-х.
Фото: Государственный институт искусствознания

Каталог собрания изделий Императорского фарфорового завода (ИФЗ) Елены Батуриной получился грандиозным. Он включает в себя три тома, из которых становится понятно, что коллекция Батуриной огромна: она насчитывает более 2 тыс. предметов, в издание вошла большая их часть (но не все!). Создатели каталога подчеркивают, что это не банальный иллюстрированный альбом с отличной полиграфией, какие делаются, чтобы потешить тщеславие коллекционера, а настоящий научный труд, ставший важной вехой в исследовании отечественного декоративно-прикладного искусства. Впервые в научный оборот вводится около 1,5 тыс. объектов; большинство из них были неизвестны или считались утраченными; около 500 опубликованных предметов уникальны, они не встречаются в других музейных и частных собраниях. Хронологический охват — от Екатерины II (без раннего елизаветинского периода) до Николая II, причем основное ядро коллекции — эпоха Николая I, время расцвета ИФЗ.

Вазы парные со скульптурами танцующих русских крестьянок. Автор модели С.С. Пименов. Императорский фарфоровый завод. 1920-е.  Фото: Государственный институт искусствознания
Вазы парные со скульптурами танцующих русских крестьянок. Автор модели С.С. Пименов. Императорский фарфоровый завод. 1920-е.
Фото: Государственный институт искусствознания

Над каталогом на протяжении семи лет работало около сотни ученых, а само издание осуществил коллектив Государственного института искусствознания. Научным редактором выступила его директор Наталия Сиповская, воспринявшая этот проект как личный квест: в качестве искусствоведа она изначально специализировалась именно на русском дореволюционном фарфоре, которому была посвящена ее диссертация 1992 года. Составители издания — научные сотрудники Государственного исторического музея Марианна Бубчикова и Елена Смирнова. И хотя на титульном листе датой выхода томов обозначен 2022 год, окончательно каталог был завершен только сейчас. Его презентация этой осенью прошла в музее-заповеднике «Царицыно», с которым Елену Батурину связывают долгие партнерские отношения.

«Война и мир в русском фарфоре: из собрания Е. Н. Батуриной. Каталог: в 3 т. Т. 1: Слава. Русский императорский фарфор: «вещи поднесения» / Авт.-сост. М. А. Бубчикова, Е. П. Смирнова; под науч. ред. Н. В. Сиповской. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. 416 с., ил.
«Война и мир в русском фарфоре: из собрания Е. Н. Батуриной. Каталог: в 3 т. Т. 1: Слава. Русский императорский фарфор: «вещи поднесения» / Авт.-сост. М. А. Бубчикова, Е. П. Смирнова; под науч. ред. Н. В. Сиповской. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. 416 с., ил.

Благодаря тщательным исследованиям трехтомник превратился в своего рода энциклопедию изделий ИФЗ, которая включила не только фотографии и описания самих объектов, но и проекты форм, эскизы их росписей с именами авторов, более тысячи источников этих росписей (в живописи и не только), а также архивные данные, в том числе информацию о заказчиках и первых владельцах предметов. По словам Сиповской, систематичная работа с коллекцией привнесла новшества в методику изучения русского фарфора, позволив выделить ряд устойчивых закономерностей в изменении форм, рельефных деталей, бронзового оснащения, приемов исполнения живописного декора. После консультаций с ботаниками составлен «атлас фарфоровой флоры», помогающий типизации, а также «лексические ряды» орнаментов. В книгу включены итоговые обобщающие таблицы, где собраны безусловные признаки изделий ИФЗ разных периодов. По мнению исследовательницы, это сделает издание хорошим подспорьем для тех, кто сталкивается с многочисленными подделками.

«Война и мир в русском фарфоре: из собрания Е. Н. Батуриной. Каталог: в 3 т. Т. 2: Война. Предметы с росписью военными фигурами» / Авт.-сост. М. А. Бубчикова, Е. П. Смирнова; под науч. ред. Н. В. Сиповской. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. 496 с., ил.
«Война и мир в русском фарфоре: из собрания Е. Н. Батуриной. Каталог: в 3 т. Т. 2: Война. Предметы с росписью военными фигурами» / Авт.-сост. М. А. Бубчикова, Е. П. Смирнова; под науч. ред. Н. В. Сиповской. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. 496 с., ил.

Коллекция органично делится на три тематических раздела, согласно которым и сформированы три тома. Первый — «Слава. Русский императорский фарфор: „вещи поднесения“» — посвящен подаркам, которые вручались членам императорской семьи или, наоборот, дарились ими подданным и иностранцам. Между прочим, в XIX веке почти две трети наименований ИФЗ шло на дипломатические и прочие дары. В основном это были великолепные крупные вазы, а также табакерки, подарочные тарелки, чашки и пасхальные яйца. Второй том — «Война. Предметы с росписью военными фигурами» — рассказывает о фарфоре, декорированном военными мотивами. Важнейшие памятники здесь — тарелки, на которых запечатлены различные виды императорских войск — изящные фигуры солдат и офицеров в ярких разноцветных мундирах. Здесь же опубликовано несколько западноевропейских предметов на ту же тему, входящих в коллекцию Батуриной. Третий том — «Мир. Парадный фарфор русского стола» — собрал предметы сервировки, в первую очередь императорские сервизы, а также несколько изделий частных русских заводов.

«Война и мир в русском фарфоре: из собрания Е. Н. Батуриной. Каталог: в 3 т. Т. 3: Мир. Парадный фарфор русского стола» / Авт.-сост. М. А. Бубчикова, Е. П. Смирнова; под науч. ред. Н. В. Сиповской. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. 576 с., ил.
«Война и мир в русском фарфоре: из собрания Е. Н. Батуриной. Каталог: в 3 т. Т. 3: Мир. Парадный фарфор русского стола» / Авт.-сост. М. А. Бубчикова, Е. П. Смирнова; под науч. ред. Н. В. Сиповской. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. 576 с., ил.

Напечатанный на русском и английском языках каталог выпущен малым тиражом и не предназначен для продажи, однако собирательница планирует отправить его экземпляры во все важные музеи и библиотеки.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+