18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семейный дом, оставшийся без жильцов, но с нетронутым антуражем

Интерьеры особняка были созданы преимущественно до Великой французской революции, а перенесены туда волей и вкусом владельца.  Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Интерьеры особняка были созданы преимущественно до Великой французской революции, а перенесены туда волей и вкусом владельца.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Парижский Музей Ниссима де Камондо стал одним из героев воображаемой переписки. Эдмунд де Вааль, автор «Писем к Камондо», протягивает связующую нить из сегодняшнего дня к событиям первой половины ХХ века

Наблюдательный парижский фланер конца «прекрасной эпохи» (впрочем, и наших дней), оказавшись возле дома № 63 по Рю де Монсо, непременно сравнил бы его изящный лаконичный фасад со славным идейным предшественником — версальским Малым Трианоном. Действительно, построивший в 1912 году этот особняк Рене Сержан ориентировался на архитектуру французского Просвещения. А если бы фланер зашел внутрь, то быстро бы понял, что очутился в изобретательно устроенной механической шкатулке. Со стороны парка Монсо прямой фасад превращается в два крыла, обрамляющие коринфскую колоннаду. Выходя на парк, дом обретает еще один, нижний этаж с кухней и прачечной. Интерьеры особняка были созданы преимущественно до Великой французской революции, а перенесены туда волей и вкусом владельца.

Дом № 63, Рю де Монсо, Париж. 2007.  Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Дом № 63, Рю де Монсо, Париж. 2007.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

Район вокруг тоже незаурядный. Современный вид он начал приобретать с 1860-х годов, когда там стали селиться «финансовая верхушка» и «цвет еврейской колонии». Это были настоящие наследники эпохи Просвещения: и учтивостью, и церемонностью, и элегантным гурманством, и культуроцентричностью разговоров. Дом № 63 занимала семья банкиров Камондо, происходивших из Константинополя, где им принадлежал каменный дом в Галате, на берегу Босфора, да и немалая часть Галаты в придачу. За услуги, оказанные Савойскому дому в деле объединения Италии, семейство Камондо удостоилось дворянского титула. Переселившийся в Париж в 1869 году Ниссим Камондо был внимателен к обстановке: часы в анфиладе украшают бронзовые фигуры — символы Процветания; в потолочных кессонах изображены аллегории Науки, Трудолюбия и Триумфа Цивилизации; на старинных фламандских гобеленах вытканы ветхозаветные сюжеты. Но это был еще старый дом.

Моисей де Камондо и его сын, лейтенант Ниссим де Камондо, летом 1916 г. в саду дома No 63 на рю де Монсо. 1916. Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Моисей де Камондо и его сын, лейтенант Ниссим де Камондо, летом 1916 г. в саду дома No 63 на рю де Монсо. 1916.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

А нынешний выстроил сын Ниссима — Моисей Камондо. Он смолоду прекрасно разбирался в семейном бизнесе, свободно говорил на основных европейских языках, владел автомобильным парком, прекрасно держался в седле и любил охоту, носил таинственную глазную повязку (последствие несчастного случая как раз на охоте). В общем, Моисей Камондо был победителем в жизни. Он коллекционировал маркетри, а эта техника инкрустации мебели шпоном позволяет до неузнаваемости менять облик предметов. Вот так и Камондо постепенно и неуклонно менял облик окружающего его камерного мира. Его коллекционерские усилия достигли и Советской России, где он приобрел серебряный сервиз Екатерины Великой работы Николя Ретье.

Тем не менее история семьи Камондо трагична. Почему с таким тщанием выстроенное и собранное родовое гнездо уже через год после смерти хозяина — в 1936 году — превратилось в музейное пространство (Музей Ниссима де Камондо — филиал Музея декоративных искусств)? У Моисея было двое детей — сын Ниссим и дочь Беатрис — от довольно скоро распавшегося брака. И вот молодой, еще не женатый Ниссим стал военным авиатором и в 1917 году погиб в бою. Фамилия пресеклась. Тогда Моисей Камондо решил остановить время (в некотором смысле) и увековечить память о своей семье, создав музей, названный по именам отца и сына, которых он пережил.

Беатрис де Камондо и ее брат Ниссим, погибший в воздушном бою в 1917 году. Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Беатрис де Камондо и ее брат Ниссим, погибший в воздушном бою в 1917 году.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

Увы, несчастья семьи не прекратились. Дочь Беатрис, ее муж Леон Рейнах, один из соседей по кварталу Монсо, и оба их ребенка были уничтожены в нацистских конц­лагерях. Из всей семьи уцелела только бывшая жена Моисея Камондо Ирен Сампьери, урожденная Каэн д’Анвер, которую еще в 1880 году обессмертил Ренуар, написавший портрет девочки с голубым бантом. Холст был вывезен из Франции оперативным штабом рейхсляйтера Розенберга, находился в собрании Германа Геринга, но в итоге его возвратили Ирен.

Интерьеры парижского Музея Ниссима де Камондо создают эффект «остановленного времени»: здесь все на тех же местах, что и при жизни владельца особняка. Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Интерьеры парижского Музея Ниссима де Камондо создают эффект «остановленного времени»: здесь все на тех же местах, что и при жизни владельца особняка.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

Что касается коллекции Музея Ниссима де Камондо, то ее, по счастью, не разграбили в годы немецкой оккупации. Она была передана Музею декоративных искусств и не могла рассматриваться как «еврейская собственность», подлежащая конфискации по новым, варварским законам. Наиболее ценную часть спрятали в замке Талейранов — Перигоров. Таким образом, любознательный парижский фланер, переступив порог дома № 63 по Рю де Монсо, найдет «утраченное время»: обстановку, коллекции, архив семьи Камондо. Музей можно назвать мемориалом несбывшихся надежд.

Эдмунд де Вааль. «Письма к Камондо» / Пер. с англ. Т. Азаркович. М.: Книжники, 2024. 232 с., ил.
Эдмунд де Вааль. «Письма к Камондо» / Пер. с англ. Т. Азаркович. М.: Книжники, 2024. 232 с., ил.

Истории дома и его обитателей посвящена книга искусствоведа, художника-керамиста Эдмунда де Вааля. Он потомок других соседей Камондо — банкиров Эфрусси, которые тогда же поселились в Париже, только родом были не из Константинополя, а из Одессы. Де Вааль выбрал для своего повествования не вполне обычную форму: главы его книги — это письма, адресованные покойному Моисею Камондо. Быть может, таким способом автор хотел подчеркнуть неразрывную, несмотря ни на какие вселенские трагедии, связь времен и эпох. Нет смерти там, где еще остаются культура и искусство.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+