18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Если бы табакерки могли говорить: выставка о дворцовых переворотах

«Шествие великой княгини Екатерины Алексеевны по Петергофской дороге к Петербургу в день переворота 28 июня 1762 года». Россия, конец XVIII – начало XIX в. Фото: Государственный Эрмитаж
«Шествие великой княгини Екатерины Алексеевны по Петергофской дороге к Петербургу в день переворота 28 июня 1762 года». Россия, конец XVIII – начало XIX в.
Фото: Государственный Эрмитаж
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля приготовили потенциальный блокбастер. Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи» будоражит воображение, но требует от зрителей внимания к деталям

Сформулировать тему выставки лучше, чем это сделал знаменитый историк Василий Ключевский, нам не удастся, поэтому начнем с цитаты: «В продолжение нескольких десятилетий ни одна смена на престоле не обходилась без замешательства, кроме разве одной: каждому воцарению предшествовала придворная смута, негласная интрига или открытый государственный удар». После смерти Петра I и до воцарения Екатерины II, а затем еще и под занавес правления Павла I верховная власть в России переходила из рук в руки «по ломаной линии» (метафора того же Ключевского).

Степан Щукин. «Портрет императора Павла I». 1797. Фото: Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Степан Щукин. «Портрет императора Павла I». 1797.
Фото: Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Пройтись вдоль этой ломаной линии можно будет на выставке в Музеях Московского Кремля. Экспозиция начинается в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Эта часть выставки посвящена смене власти и властителей в России со смерти Петра Великого по правление его дочери Елизаветы Петровны. Продолжение — в выставочном зале Успенской звонницы, где экспозиция посвящена свержению Екатериной II своего супруга Петра III, упорядочиванию правил наследования престола их сыном Павлом I, заговору против него и убийству императора в Михайловском замке.

У выставки есть все шансы стать блокбастером. Музеям Кремля удалось собрать 260 экспонатов из собственной коллекции и из 14 музеев, архивов и библиотек Москвы и Санкт-Петербурга. И какие это экспонаты!

Во-первых, бесценные реликвии XVIII века. Исходная точка — символ оказавшейся столь хрупкой власти, скипетр Петра Великого, не успевшего оставить завещание. Другой символ, завершающий экспозицию, — белые одежды жертвы — рубаха, которая была на Павле в ночь, когда императора убили в Михайловском замке, ударив табакеркой в висок, а затем задушив шарфом.

Табакерка. Россия. 1747–1760 Фото: Музеи Московского Кремля
Табакерка. Россия. 1747–1760
Фото: Музеи Московского Кремля

Во-вторых, портреты удачливых заговорщиков и зло­счастных венценосных особ, среди них изображение Иоанна VI Антоновича из Русского музея. Младенец-император предстает со всеми атрибутами власти, в пурпурной мантии, накинутой поверх римских доспехов, с мечом, шлемом и жезлом военачальника. Во время правления Елизаветы Петровны уничтожалось все, что было связано с именем свергнутого Иоанна Антоновича; портрет уцелел чудом.

В-третьих, подлинники документов. О них нашему изданию рассказал куратор выставки, ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля Василий Новоселов: «На выставке присутствует немало редких и совершенно уникальных документов — завещание Екатерины I, ограничивавшие самодержавную власть „кондиции“, разорванные Анной Иоанновной, поддельное письмо графа Орлова об убийстве Петра III, собственноручно написанные Екатериной II списки сообщников, которых следовало наградить за участие в перевороте 1762 года. Это лишь малая часть исторических свидетельств, которые будут представлены на выставке. Некоторые из них, как, например, шифровальные таблицы, которыми пользовался французский посол Шетарди, будут впервые показаны широкой публике».

Список лиц, представленных Екатериной II к награждению за участие в дворцовом перевороте. 1762.  Фото: Российский государственный архив древних актов
Список лиц, представленных Екатериной II к награждению за участие в дворцовом перевороте. 1762.
Фото: Российский государственный архив древних актов

За каждым экспонатом — история (и История). Выставка настолько насыщена информацией, что пробежаться по ней поверхностным взглядом не получится. В помощь посетителям — и тексты этикеток в витринах, и аннотации к разделам выставки, и аудиогид. Все это позволяет сориентироваться в выставочном пространстве и понять взаимную связь представленных материальных памятников и документов.

Василий Новоселов поделился с TANR тонкостями музейного сторителлинга: «Неподготовленному посетителю тяжело читать документы XVIII века, но это относится и к другим экспонатам, чья связь с темой выставки визуально далеко не всегда очевидна. Мы старались соблюсти золотую середину — дать в сопроводительных материалах как можно более полную информацию об экспонатах, при этом не перегружая посетителей излишними сведениями, на восприятие которых у них может просто не быть времени. Разделы выставки выстроены в хронологическом порядке — у зрителей будет возможность сопоставить свои знания о дворцовых переворотах, появившиеся благодаря приключенческой литературе и кинематографу, с подлинными свидетельствами той бурной и авантюрной эпохи».

Музеи Московского Кремля
«Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+