18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Реституция культурных ценностей обрела цифровую платформу

Античный бюст Александра Македонского (около 300 года до н.э.), предположительно происходящий из нелегальных раскопок в Италии, — образец искусства, судьбы которого отслеживает MOLA.  Фото: Museum of Looted Antiquities
Античный бюст Александра Македонского (около 300 года до н.э.), предположительно происходящий из нелегальных раскопок в Италии, — образец искусства, судьбы которого отслеживает MOLA.
Фото: Museum of Looted Antiquities
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Новый онлайн-музей перемещенного и трофейного искусства, основанный в Соединенных Штатах бывшим журналистом Джейсоном Фелчем, претендует на статус главного в этой сфере архива — а заодно еще и борется с контрабандой на арт-рынке

Кажется, ни дня не проходит без истории о том, как очередной музей расстается с чем-то из своей коллекции. Крупные институции вроде Метрополитен-музея регулярно устраивают официальные церемонии возвращения экспонатов на родину, а отдел по борьбе с незаконным оборотом предметов искусства и древностей Окружной прокуратуры Манхэттена постоянно прочесывает собрания и изымает незаконно приобретенные артефакты по всей территории США. В последнее время об этом заговорили даже в поп-культуре — от блокбастера 2018 года «Черная пантера» до передачи Last Week Тonight комика Джона Оливера на HBO, в одном из выпусков которой обсуждали необходимость более активной политики реституции.

Хотя недостатка информации об отдельных возвращенных артефактах нет, общая картина пока не очень видна. Именно здесь и начинается поле деятельности нового «Музея перемещенных предметов искусства и древностей» (MOLA). Это цифровая платформа, где можно не только проследить историю конкретных предметов, но и проанализировать данные, позволяющие оценить совместные усилия музеев в деле реституции, и выявить контрабандные схемы.

«Я собирал случаи реституции почти 20 лет и решил, что пора делать общедоступную базу данных», — рассказал The Art Newspaper основатель MOLA Джейсон Фелч. Он долгое время трудился в отделе расследований газеты Los Angeles Times, был соавтором вышедшей в 2011 году книги о Музее Гетти «В погоне за Афродитой. Охота за перемещенными культурными ценностями в одном из богатейших музеев мира».

Так называемый Толедский Ганеша был возвращен в Индию в 2012 году, поскольку был украден примерно в 2005 году.  Фото: Museum of Looted Antiquities
Так называемый Толедский Ганеша был возвращен в Индию в 2012 году, поскольку был украден примерно в 2005 году.
Фото: Museum of Looted Antiquities

Официально открытая минувшим летом платформа MOLA может рассматриваться как музей, если иметь в виду главное значение этого слова: собрание произведений искусства, выставленных на всеобщее обозрение с целью просвещения широкой аудитории, а также архив для специалистов и исследователей. Заодно Фелч учредил еще и некоммерческий фонд для получения финансовой поддержки и подачи заявок на гранты. MOLA определяет «перемещенные культурные ценности и древности» как «незаконно присвоенные во время раскопок, захваченные во время колониальных конфликтов, украденные из задокументированных коллекций или вывезенные без разрешения представителей коренных народов» артефакты, попавшие на рынок предметов искусства. В базе данных фиксируются акты реституции, осуществленные с 1950 года. Туда включены не только предметы искусства, но и, например, останки представителей коренных народов, ранее хранившиеся в музеях.

В эту базу данных занесено более 860 случаев реституции, которые в сумме охватывают свыше 1 млн культурных объектов. Объем информации постоянно растет — как по мере увеличения числа самих этих случаев, так и благодаря всемирному сообществу искусствоведов, археологов и прочих исследователей, которые нередко сообщают малоизвестные подробности. Например, эксперт по искусству буддизма Анджела С.Чиу составила детальный провенанс скульптуры XI века, которую Метрополитен недавно вернул в Таиланд. Все статьи и материалы тщательно вычитываются и проверяются, а когда возникают новые объекты, четко указываются источники информации.

Фелч считает, что MOLA «заполняет важный пробел» в области предоставления общедоступных сведений о перемещенных ценностях. Музеи ведь могут удалять страницы о возвращенных объектах со своих сайтов (ссылки на MOLA порой ведут на уже не существующие или заархивированные интернет-страницы), не указывать в пресс-релизах цены аукционов и продаж или уклоняться от предоставления информации по запросам. При этом Фелч высоко оценивает усилия по обеспечению прозрачности в ситуациях с перемещенным и трофейным искусством в институциях вроде Метрополитен-музея или Музея изящных искусств Бостона. Но добавляет, что, «если бы все были такими же отличниками, мы бы не стали запускать этот проект».

Похищенная статуя Сабины была возвращена в Италию Музеем изящных искусств Бостона в 2006 году. Фото: Museum of Looted Antiquities
Похищенная статуя Сабины была возвращена в Италию Музеем изящных искусств Бостона в 2006 году.
Фото: Museum of Looted Antiquities

Пожалуй, самый значительный массив в базах данных MOLA касается черного рынка перемещенных культурных ценностей. «Мы впервые собираем эти финансовые сведения», — говорит Фелч, отмечая, что оценки масштабов незаконной торговли подобным искусством сильно разнятся из-за отсутствия конкретных цифр. MOLA удалось собрать информацию о подтвержденных случаях на сумму $1,6 млрд, а общая стоимость такого рода сделок ориентировочно оценивается в $2,5 млрд. «Наша цель — уничтожить сети контрабандистов, помешать незаконной торговле», — объясняет Фелч.

Из-за конфиденциальной информации, касающейся, например, действующих торговцев искусством, некоторые данные не публикуются на сайте в открытом доступе — и это еще одно сходство платформы с традиционным музеем: часть коллекции, так сказать, хранится в запасниках. Однако любой искусствовед или другой специалист может запросить доступ к файлам конкретных объектов.

Член команды MOLA, кандидат антропологии в Карлтонском университете в Оттаве Кэтрин Дэвидсон рассматривает платформу еще и как часть «большой попытки примирения, важной составляющей которой является реституция». По ее словам, особенно ценно, что в центре внимания оказываются именно возвращенные артефакты, а не те, которые числятся пропавшими без вести. «Это создает хороший прецедент, — считает она. — Возвращение предметов искусства на их родину — широкий жест, и зачастую люди не знают, как его совершить. Реституция — лишь начало отношений между музеем и сообществами, а вовсе не их конец». Например, она отмечает такой «очень трогательный случай»: Этнографический музей в Стокгольме вернул тотемный столб народу хаисла в Канаде — в ответ мастера общины не только создали точную замену этого предмета искусства, но и приехали в Швецию, чтобы продемонстрировать посетителям музея свое ремесло.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+